29 ноября 2001 года. Генеральному секретарю Организации Североатлантического договора (НАТО) Джорджу Робертсону (George Robertson), когда сегодня он прибудет в Эстонию, предстоит много заниматься увещеваниями. Эта маленькая прибалтийская республика является одной из девяти бывших коммунистических стран, которые стремятся вступить в НАТО в ходе второго раунда расширения, о котором должно быть объявлено в Праге через год. Проблемой Эстонии является Россия, в прошлом являвшаяся для нее оккупантом и врагом. Понятное дело, Эстония полагает, что более теплые отношения между НАТО и Москвой могут поставить под угрозу расширение НАТО, особенно с учетом того, что российское военное ведомство категорически возражает против принятия в НАТО прибалтийских государств - бывших республик Советского Союза.
Когда лорд Робертсон на прошлой неделе был в Москве, он предложил российскому президенту Владимиру Путину новую значимую роль в военном альянсе, который объединяет 19 государств, не требуя от Москвы даже заявки на вступление в члены альянса. Этот шаг знаменует заметный отход от периода "холодной войны" и даже от политики, проводившейся на протяжении большей части 1990-х годов, когда Россия и НАТО все еще воспринимали друг друга как противника.
И вот теперь обе стороны хотят для себя новых ролей. Поскольку Россия уже не рассматривается как угроза европейской безопасности, руководство альянса вынуждено перестраивать НАТО, которая 51 год назад была создана исключительно в целях противодействия советской угрозе. Уже сегодня НАТО трансформируется в направлении от чисто оборонительной роли к более широкой роли обеспечения безопасности. Сюда входят миротворческие операции и меры по урегулированию кризиса на Балканах, а также перестройка министерств обороны и армий бывших коммунистических стран. "НАТО находится в переходном периоде", - заявляет генерал-лейтенант Вольфганг Шнейдерхан (Wolfgang Schneiderhan), назначенный недавно начальником штаба немецкой армии.
В то же время г-н Путин добивается, чтобы Россия вновь заняла подобающее ей место на международной арене. Для этого ему нужна сильная экономика, интегрированная в мировую экономическую систему - и полностью реформированные вооруженные силы. "Ирония в том, что мы оба нуждаемся друг в друге, - говорит один дипломат НАТО. - Но нам нужно быть очень осторожными. Эти нарождающиеся отношения могут быстро испортиться, если мы будем действовать слишком поспешно".
Некоторые европейские лидеры, в частности, английский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) и немецкий канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroder), хотят воспользоваться нападениями (террористов на Америку - прим. пер.) 11 сентября как возможностью сформировать новые отношения партнерства с Россией. "Появилась возможность трансформировать систему евроатлантической безопасности", - написал г-н Блэр в письме, направленном недавно послам НАТО. - "Ключом к успеху являются видимые шаги по установлению с Россией новых отношений". Г-н Путин едва ли мог с этим не согласиться.
В последние два месяца, несмотря на сильную оппозицию общественности и военных, он затеял крупную игру, пытаясь сделать Россию союзником Запада в борьбе администрации Буша-младшего (George W. Bush) с терроризмом. Американских дипломатов поражает сотрудничество г-на Путина, особенно факт предоставления разведывательной информации по афганскому Северному альянсу и опыту России в годы оккупации Афганистана. В данный момент, говорят натовские дипломаты, настало время прочно привязать Россию к западной системе коллективной безопасности, что отвечает интересам обеих сторон. "НАТО и Россия вступили в партнерские отношения, исходя из обоснованных, разумных соображений, - сказал в Москве на прошлой неделе г-н Робертсон. - России нужен более безопасный и стабильный мир вокруг, а НАТО хочет иметь определенную степень предсказуемости своих отношений с Россией как на нынешнем этапе, так и в будущем".
Хотя это предложение еще окончательно не сформулировано, НАТО предлагает России новый форум внутри альянса, Совет Россия - Северная Атлантика (Russia-North Atlantic Council - R-NAC). В таком случае Россия и 19 государств - членов НАТО смогли бы обсуждать определенные вопросы как единая группа. Пока не ясно, станет ли новый орган заменой для созданного в 1997 году Постоянного объединенного совета (Permanent Joint Council - PJC). На этом совете, который известен также как "19 + 1", российский посол в НАТО участвует в совместном заседании с 19 послами государств - членов НАТО, которые заранее подготавливают повестку и проекты решений. Россия почти не имеет возможности вносить реальный вклад в работу этого совета.
Г-н Блэр предложил ликвидировать прежний совет (PJC), заменив его на новый (R-NAC), хотя некоторые страны НАТО хотят сохранения старого форума. В любом случае, сказал лорд Робертсон, выступая перед слушателями российской военной академии в Москве, новый совет будет рассматривать такие вопросы, как распространение оружия (массового поражения - прим. пер.), противоракетная оборона (ПРО) на театре военных действий и терроризм. России будут предоставлены равные права при принятии решений. Однако официальные лица НАТО настаивают на том, что альянс не хочет давать России право голоса по сердцевинным военным вопросам, не говоря уже о праве вето, которое имеют постоянные члены НАТО. Действительно, г-н Блэр уже предостерег Россию от попыток использовать R-NAC в корыстных интересах: "Нам необходимо четко понимать, что мы ожидаем от России истинного духа сотрудничества. Нам также необходимо сохранить право альянса на применение военной силы без вето России".
У НАТО более чем достаточно причин желать четко определить роль России. Урок войны в Косово в 1999 году, против которой резко возражала Россия, не позабыт. Одно время российские войска спровоцировали опасное противостояние с НАТО, заняв главный аэродром Косово в районе города Приштина. И все же НАТО имеет достаточно оснований вознаградить г-на Путина. "Г-ну Путину еще предстоит убедить своих военных и свою внутреннюю аудиторию в необходимости согласиться на второй раунд расширения НАТО, - заявляет вице-президент нью-йоркского Института Восток-Запад (EastWest Institute) Иштван Гярмати (Istvan Gyarmati), который в 1999 году вел переговоры о вступлении Венгрии в НАТО в ходе первого раунда расширения альянса. - Это означает, что НАТО необходимо сделать г-ну Путину достаточно привлекательное предложение, которое сделает дальнейшее расширение приемлемым для (российских) военных".
Специалисты по вопросам обороны скептически относятся к тому, что военный истэблишмент России, который по-прежнему рассматривает НАТО как противника, согласится на вступление в этот альянс прибалтийских государств. "Новая внешняя политика г-на Путина нуждается в поддержке военной и политической элиты, - говорит Дмитрий Данилов, специалист по вопросам безопасности в Институте Европы при Российской Академии Наук. - Если НАТО хочет вести речь о новых отношениях с Россией в области безопасности, ей нужно задаться вопросом, будет ли расширение (НАТО на восток - прим. пер.) соответствовать интересам России. Военные не уверены, что это так".
Это такой вопрос, к которому НАТО - и г-ну Путину - в ближайшие месяцы следует подходить с осторожностью. "Что бы ни вышло из этих новых отношений, они будут сложными и деликатными", - говорит профессор политологии лондонской Школы славянских и восточноевропейских исследований (School of Slavonic and East European Studies) Джордж Шопфлин (George Schopflin). - Визит лорда Робертсона в Эстонию может стать первой проверкой этих отношений".