Постоянно повторяя, что исключен вариант отправки войск, Россия готовит великое возвращение в Афганистан.
Двенадцать военно-транспортных самолетов Ил -76 совершили посадку в аэропорту Баграм на севере Кабула. Это произошло впервые после вывода советских войск из Афганистана в 1989. Прилетели представители МЧС России и официальные лица, в чью задачу входит открытие посольства.
Молниеносное наступление на Кабул, а затем - на юг сил Северного Альянса, которые Москва активно поддерживает в последние годы, - сильный ход в "большой игре" за будущее Афганистана. И борьба за сферы влияния в соседних странах, которая идет сейчас в этом регионе, напоминает великое противостояние царской России и британской империи в XIX-м веке.
У Русских в запасе есть сильный козырь - в лице генерала Фахима (Fahim), главнокомандующего Северного Альянса. Его связи со спецслужбами из Москвы завязались еще в то время, когда он был на службе коммунистического режима в Кабуле, прежде чем перейти на сторону моджахедов после падения Наджтбулы в 1992. ТО, что он может стать преемником генерала Масуда (Massoud), убитого 9 сентября, усилило влияние Москвы на перегруппировку антиталибских сил в Афганистане, считают аналитики.
Но Россия, прежде всего, стремилась показать свою значимость с помощью поставок оружия и снаряжения. Сорок танков и дюжина вертолетов были переданы Единому фронту после начала антитеррористической кампании Запада, к которой присоединился Владимир Путин. Зеленый свет для американских войск зажегся на базах центральной Азии, что стало одним из главных оснований для военных успехов в боях с талибами. "Успех антитеррористической кампании", - подчеркивает "Независимая газета", был бы невозможен без участия России, хотя бы и не столь заметного". Без вклада России, и в этом газета отражает мнение, распространенное в русских военных и дипломатических кругах, "США и их союзникам пришлось бы, в ответ на теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, атаковать талибов с юга, со стороны Пакистана, с интенсивным использованием аэродромов, находящихся в их распоряжении, а также военных баз, расположенных в Саудовской Аравии", - что могло бы привести к дестабилизации в этих странах.
"В своих интересах"
Американские бомбардировщики использовали бы базы в Центральной Азии в качестве опорных пунктов для операций в Афганистане, даже если бы об этом не было бы объявлено во всеуслышание. Официально, со стороны российских и узбекских властей речь шла об использовании этой инфраструктуры "в гуманитарных целях".
Какие цели преследует Кремль в Афганистане сегодня, спустя 12 лет после окончания конфликта, который принес русским огромный ущерб? "Россия хочет принять участие в игре, потому что стабилизация в Афганистане в ее интересах, - комментирует один из западных представителей в Москве, - Россия знает, что у нее не хватает ресурсов для обеспечения безопасности на своих южных границах. Владимир Путин решил передоверить эту задачу американцам, которые утвердились в центральной Азии и не скоро уйдут оттуда".
Москва предпочла бы, чтобы Северный Альянс, состоящий в основном из узбекских и таджикских групп, играл ведущую роль в новой политической структуре Афганистана, - "но Русские хорошо осознают, что необходимо заключить соглашение с пуштунами", - по мнению того же обозревателя. Россия позаботилась о том, чтобы не выступать в открытую против американцев в поисках политического решения. Первые декларации против включения "умеренных талибов" в переговорный процесс сменились на требования отказа видеть "организацию талибов", что открыло дорогу для личного участия.
"Отсутствие средств".
"В Афганистане деятельность России будет ограничена, со своей стороны комментирует представитель министерства обороны России, пожелавший остаться анонимным, - поскольку наши финансовые возможности недостаточны, чтобы реально воздействовать на ситуацию, чтобы участвовать в реконструкции страны, которая будет осуществляться международным сообществом". Но тот же источник добавил: что вопрос о нефтепроводе и о контроле за экспортом углеводорода Центральной Азии неизбежно должен возникнуть. В середине 19990-х годов Россия косо смотрела на проекты американцев по проведению нефтепровода, связующего Туркменистан с Индийским океаном, через Афганистан и Пакистан. "Интересы и действия Москвы в этой области будут во многом зависеть от позиции, которую займут российские нефтяные компании", - предсказывает аналитик.