"Либерализация улучшает жизнь людей", - говорит депутат Янчевский. А депутат Морозов высказывает такое мнение: "Чтобы жить лучше, нам всем необходима либерализация". Оба являются членами белорусского парламента, который преданно служит по диктаторски правящему президенту Лукашенко. 9 сентября он был повторно утвержден на своем посту в результате выборов, в ходе которых, по мнению наблюдателей ОБСЕ, были допущены массовые фальсификации. Сразу после выборов все выглядело так, будто надо ожидать нового обострения в отношениях режима с оппозицией и с Западом. И вот теперь в Минске пошла речь об экономической и, быть может, даже о политической открытости. То, что депутаты хвалят "либерализацию" в неправительственной печати - "Белорусской газете", - будто это уже факт, а не просто слухи, является одним из признаков того, что в Белоруссии и действительно что-то сдвинулось с места. Другим свидетельством этого явилось то, что журналисты государственных средств массовой информации недавно приняли участие в мероприятии, устроенном радиостанцией "Немецкая волна" и посвященном теме свободы печати в Белоруссии. Еще несколько месяцев назад этого было бы нельзя и представить себе, говорят журналисты оппозиционного толка.
В качестве одного из самых ярких свидетельств предстоящей либерализации в Минске воспринимается одно кадровое решение Лукашенко: назначение бывшего министра иностранных дел Урала Латыпова руководителем президентской администрации. О нем даже наиболее радикальные оппозиционеры говорят, что с этим человеком можно разговаривать. Новая должность Латыпова превращает его не формально, а фактически во второго человека во властной иерархии Белоруссии, чья конституция скроена под Лукашенко. К тому же в Минске ходят слухи, что вскоре должны быть уволены советники президента, которые считаются жесткой и антизападной линии.
Стоит ли за этими изменениями нечто большее, чем просто рокировки во властном аппарате, которые Лукашенко производит время от времени, чтобы не допустить образования в своем окружении каких-либо групп, покажет время. И все-таки вполне вероятно, что все более ухудшающееся экономическое положение заставляет его идти на либерализацию. Многие крупные убыточные предприятия, находящиеся в собственности государства становятся все более тяжелым бременем для и без того скромного бюджета. В середине ноября министр сельского хозяйства Анатолий Рубаник сообщил, что до сих пор существующие в Белоруссии колхозы задолжали государству более 1,5 миллиарда марок. Почти половина из них, а это, примерно, 1 400 колхозов, могут выжить в Белоруссии - в стране с ярко выраженной сельскохозяйственной экономикой только при поддержке государства.
"Нужно остричь барашка, но он уже не только острижен, но даже выбрит", - описывает ситуацию председатель оппозиционного "Свободного профсоюза Белоруссии" Геннадий Быков. Профсоюзный лидер выступает за снижение роли государства в экономике, поскольку только таким образом можно привлечь срочно необходимые инвестиции. Но он опасается, что либерализация и приватизация будет только для избранных кредиторов: российских и белорусских, которые поддерживают Лукашенко или входят в его окружение. Это могло бы ухудшить ситуацию и в конечном итоге привести к потере Белоруссией независимости, поскольку в результате в экономику потек бы, возможно, "капитал, нажитый преступным путем". В конечном счете Путин явно решил в пользу Лукашенко. Крупные российские концерны, такие, как "Газпром" и "Лукойл" еще перед выборами заявили о миллиардных инвестициях в Белоруссию.
Впрочем, другие представители оппозиции, а также люди, симпатизирующие режиму и выступающие за его либерализацию, видят именно в наступлении русского капитала на Белоруссию настоящую причину того, что режим дает сигнал на проведение осторожных реформ. Лукашенко боится потерять власть в том случае, если контролируемые российским правительством крупные концерны займут сильные позиции в белорусской экономике, а он окажется в односторонней зависимости от Москвы. По этой причине он намеревается пробить брешь в международной изоляции и улучшить отношения с ЕС и Соединенными Штатами. А это, говорят представители данной группы политиков, невозможно без экономической и политической либерализации.
Но экономические реформы могут быть рискованны для Лукашенко, поскольку государственный контроль над белорусской экономикой является одним из столпов его господства. На многочисленных предприятиях, находящихся еще в государственной собственности, президент может оказывать непосредственное влияние, частные фирмы почти все зависят от благосклонности государственных предприятий. Это особенно чувствует на себе неправительственная пресса, чьи заказы принимаются государственными типографиями по завышенным ценам, а то не принимаются и вовсе. К тому же почти для каждого вида предприятий необходимо получение специальных лицензий, которые могут быть отозваны в случае нарушения правил. По данным белорусского Союза предпринимателей, в настоящее время существует 163 разных вида лицензий, которые выдают 40 различных органов. Этот хаос сопровождается отсутствием правовых гарантий, в условиях чего органы юстиции, которые являются, прежде всего, исполнителями воли президентской администрации, могут национализировать предприятия даже за мелкие нарушения. Между тем, в середине месяца был отменен указ президента от 1999 года, разрешавший правительству реквизировать частную собственность в случае наличия угрозы государству. Председатель Комитета по торговле парламента назвал это решение "началом настоящей либерализации".
Правда, пресса пока этого не чувствует: 13 ноября Верховный экономический суд страны закрыл ведущую в Гродно газету "Paconja", поскольку она перед выборами публиковала материалы, содержавшие клевету на президента. А неделю спустя, было выдвинуто обвинение в отношении главного редактора "Народной воли" - единственной неправительственной газеты страны, поскольку его газета, мол, опубликовала перед выборами заявление кандидата от оппозиции Владимира Гончарука, в котором тот предупреждал о возможности фальсификации результатов выборов.
Впрочем, своих противников, объединившихся перед выборами вокруг Гончарука, Лукашенко в настоящее время вряд ли может опасаться. Даже если все оппозиционные партии выступают за продолжение сотрудничества, в широкой коалиции, начиная от националистов и кончая коммунистами, нельзя не видеть признаков раскола. Эти тенденции коснулись и трех крупнейших оппозиционных партий: национально-консервативного Белорусского народного фронта, либеральной Объединенной гражданской партии и наиболее представительной из пяти партий социал-демократических толка.