Российские солдаты вернулись в Афганистан. Они сделали это, вот они шутки и капризы истории, являясь частью коалиции с Соединенными Штатами для того, чтобы уничтожить афганский режим.
Как далеко осталось то 15 февраля 1989 года, когда невысокенький генерал Борис Громов, но при этом, высший чин в 40-ой армии советских вооруженных сил в Афганистане, перешел через Мост Дружбы, сопровождая завернутое в белую простыню тело последнего советского солдата, павшего на той десятилетней войне в стране, граничившей тогда с Советским Союзом. Движения генерала, переходящего мост через Амударью навстречу своему 14-летнему сыну, протягивающему отцу букет красных гвоздик, был запечатлен в истории. Вдвоем они перебежали последние пятьдесят метров по мосту, вместе покидая Афганистан. Русские солдаты в Афганистан вернулись. Они сделали это, вот они шутки и капризы истории, являясь частью коалиции с Соединенными Штатами для того, чтобы уничтожить афганский режим.
Последствия советской интервенции в Афганистане политически были абсолютно негативными. Когда Горбачев, в самый разгар перестройки, решил покончить с афганскими приключениями - это было знаком ослабления всей советской империи. Через несколько месяцев начали открываться двери западных посольств в Венгрии, Чехословакии и Германской Демократической Республики, а поток жителей Восточной Европы, решивших попросить убежища на Западе, был нескончаемым. В ноябре пала Берлинская стена, открыв тем самым новую эру в международной политике, последствия которой ощущаются до сих пор.
С точки зрения военной, последствия были катастрофическими. За десять лет войны при проведении военных операций пало 15 тысяч советских солдат. Многие сотни тысяч были ранены и десятки тысяч потеряли жизнь от различных болезней. Сегодня эти цифры сегодня значимы лишь относительно. Важно то, что Советский Союз присутствовал в Афганистане при начале заката режима созданного в 1917 году и продолжившего политику XVII-го века Петра Великого, который советовал русским не останавливаться до тех пор, пока их войско не будет обласкано волнами Персидского залива.
Советский Союз трансформировался в новую Россию, потерявшую многие республики, трансформировался в страну, которая попытается принят западные критерии и которая, даже спустя одиннадцать лет не может определить свою сущность и роль, которую она должна играть в мире.
Нападения, совершенные 11 сентября, вернули России первостепенную роль в международной политике. Иначе быть и не могло. Не смотря на экономическую слабость огромной страны, не смотря на все трудности по введению рыночной экономики и режима свобод, о которых ничего не знали на протяжении практически всей ее истории, Россия Владимира Путина, бывшего сотрудника КГБ, молодого и политически смелого, вернула себе международное влияние.
Эта новая ситуация вынудила Соединенные Штаты разделить свою международную гегемонию. А Россия проснулась, вновь встав рядом с Западом, но не для ведения идеологической борьбы, а разделяя их обеспокоенность и незащищенность в войне против этого феномена называемого международным терроризмом.
Будущее Афганистана неизбежно проходит через Россию. Во-первых, из-за своей географической близости. Во-вторых, из-за существования многих республик, подавляющее число жителей которых мусульмане, которые совсем не заинтересованы в перспективе превратиться в центры по подготовке и распространения радикального исламского фундаментализма. Одновременно, России предоставляется возможность связать движение чеченских сепаратистов с международными террористическими организациями.
Их союзником в Афганистане является Северным Альянсом, возглавляемым лидерами таджиками и узбеками, находящимися в меньшинстве по сравнению с пуштунами - этническим большинством, представленным талибами.
Происшествия 11 сентября меняют многие позиции в международной панораме. Одна из них - это роль России в мире. Участие в операциях в Афганистане не будет простым и потребует очень высокую политическую цену. Будущее этой страны, на протяжении уже двадцати лет раздираемой войнами и борьбой племен, пройдет так же и через Москву.