Винсент Каннистраро, бывший руководитель антитеррористических операций ЦРУ
"Террористическая сеть Аль-Каиды переживет поражение и продолжит нападать". Винсент Каннистраро (Vincent Cannistraro), бывший глава антитеррористических операций ЦРУ предвидит разрастание во многих странах ячеек камикадзе, готовых отомстить. Чтобы противостоять этой угрозе, считает Каннистраро, необходимо нацеленное давление против лагерей военной подготовки в странах третьего мира и тесное сотрудничество европейских и американских спецслужб. Однако ключевая роль в этой борьбе отводится мусульманскому обществу: "Они должны изолировать фанатиков".
- Мулла Омар осажден в Кандагаре, Усама бен Ладен окружен морскими пехотинцами. Что же остается Аль-Каиде?
- Верхушка Аль-Каиды внутри Афганистана пребывает в смятении. Некоторые лидеры были убиты, полевые командиры или в тюрьме, или бежали в горы. Аль-Каида в кризисе. Но нельзя сказать ни что это ее конец, ни даже что поражение.
- Какие карты еще остались в игре у Аль-Каиды?
- Сеть террористических ячеек Аль-Каиды находится в шестидесяти странах мира и практически неуязвима. Некоторые ячейки были раскрыты в Италии, Германии, Испании, но это всего лишь вершина айсберга, небольшая часть по сравнению с реальными размерами сети, находящейся, прежде всего, в Западной Европе и США".
- Если бен Ладен будет убит или просто исчезнет в никуда, что останется от этой сети террора?
- Лишь немногим военачальникам удастся спастись. Но и лишенная своей верхушки, сеть выживет собственными силами и, конечно, не исчезнет и не испарится. Отдельные ячейки примут в себя отдельных бойцов, которым удастся скрыться из Афганистана, и продолжат мстить за поражение. Мы можем столкнуться с увеличением количества покушений, осуществленных единичными группами-наследниками Аль-Каиды, хотя эти действия уже не будут скоординированы.
- Какого типа покушений мы можем ожидать?
- Ячейки не смогут рассчитывать на значительные финансовые и человеческие ресурсы, которые позволили Аль-Каиде осуществить нападение на Америку 11 сентября, когда 19 человек покончили с собой за один час. Оставшаяся сеть террора будет мстить, осуществляя единичные теракты с помощью небольшого количества людей, или даже индивидуальные, но тем не менее способные нанести серьезный вред. Нападение на американский крейсер "Cole" в Йемене с помощью небольшой лодки, начиненной взрывчаткой и неудавшееся покушение на американское посольство в Париже всего одним камикадзе - это именно тот тип действий, который мы должны ожидать.
- Если именно таков сценарий развития дальнейших действий террористов, то какие меры предосторожности должны быть приняты?
- Война продолжается. Возможно ограниченное военное давление на лагеря военной подготовки террористических ячеек в отдельных странах, таких, как Филиппины, Индонезия, Сомали, Йемен, Судан. Военные действия в этих странах могут осуществляться в сотрудничестве с местной полицией. Другая задача - борьба с Аль-Каидой на Западе. Здесь инструментом должны быть прежде всего спецслужбы. Понадобится тесное сотрудничество между Европой и Северной Америкой, чтобы земля горела вокруг каждого террориста.
- Чем рискует Италия?
- Италия - демократическая страна, и как таковая является мишенью террористов, которые ненавидят западную цивилизацию. Для них нет разницы между Соединенными Штатами, Италией или Францией. Где бы ни находились мишени - символы нашей цивилизации - они всегда под угрозой. Как, например, Ватикан. Не будем забывать, что в 1995 Аль-Каида пыталась убить Папу на Филиппинах. Как показало предыдущее покушение на Башни-близнецы в 1993, Аль-Каида не отступает и не сдается. На Филиппинах ячейка, чьей задачей были теракты против церкви, считала христиан врагами Ислама, а Папу - символом новых Крестовых походов. Когда Аль-Каида обещает вечную войну против "крестоносцев и евреев", это очень и очень явная угроза против Папы.
- Исламское общество в Европе и США боится, что новые антитеррористические законы могут ущемлять права иммигрантов-мусульман. Существует ли такой риск?
- Необходимо проводить четкое различие между мусульманским обществом и фанатиками. Проблема в том, что существуют имамы, члены мусульманского клира, которые призывают к насилию. Так произошло в Лондоне с Абу Бакром (Abu Bakr), так происходило и в Италии, например, в Турине. По отношению к этим экстремистам мусульманское общество до сих пор проявляло излишнюю терпимость. Мусульмане должны осудить и изолировать подобных радикалов. Они должны изгнать их из своего общества. Когда кто-то использует Ислам, чтобы распространять насилие и призывать к джихаду, он должен быть изолирован, поскольку его искаженные воззвания отравляют иммигрантские группы с низким уровнем образования, прибывшие с Ближнего Востока, из Северной Африки и Средней Азии.