Когда вы на бензоколонке платите меньше $1.20 за галлон бензина, не забудьте сказать "Спасибо, Владимир". А происходит это, благодаря тому, что Россия на фоне экономического спада на Западе проводит политику поддержания цен на нефть на стабильном уровне. До сих пор Россия отказывалась идти на более чем символические уступки Саудовской Аравии, выступившей с предложением сократить экспорт нефти, чтобы предотвратить падение цен на нее. Трудно переоценить политическую и экономическую важность шагов второго по объему поставок экспортера нефти, направленных на завоевание рынков нефти, на которых господствуют поставщики с Ближнего Востока.
Мировые цены на бензин не превышают $20 баррель и дальнейшее их снижение может принести американской экономике $150 млн., большая часть которых пойдет в карман потребителя. При таком положении дел Россия делает больше для борьбы с рецессией в американской экономике, чем Конгресс США. В основном нефтяная индустрия России, большая часть которой приватизирована, заинтересована в проведении подобной политики на мировом рынке, тем не менее Владимир Путин не замедлил воспользоваться преимуществами ситуации. Он представил политику России на мировом рынке нефти, как акт солидарности с антитеррористической коалицией, предложив использовать ее нефтяные ресурсы в качестве альтернативного Ближнему Востоку источника энергии. Похоже, его не очень заботит, что ценовая война может дестабилизировать и без того шаткое положение в регионе Персидского залива. Когда три года назад цены на нефть упали до $10 за баррель, Саудовская Аравия была вынуждена впервые в истории прибегнуть к внешнему займу, чтобы покрыть бюджетный дефицит.
Саудовской Аравии придется столкнуться с непростыми проблемами, если Россия откажется снижать цены на нефть. Ободренные поддержкой президента Путина, крупнейшие нефтяные компании на этой неделе отложили принятие решения о снижении цен на нефть в будущем году. Эта позиция представляет собой прямую угрозу планам стран-членов ОПЕК по стабилизации падающих цен на нефть.
Профессор Стенфордского университета Майкл Макфол (Michael McFaul) отмечает, что Саудовская Аравия не пользуется большой популярностью в США. Он говорит о том, что его постоянно спрашивают в ток-шоу, "почему США не увеличат импорт нефти из России?" Если подобное произойдет, то динамика российско-американских отношений изменится, а Путин получит в сове распоряжение новые рычаги, которые сможет использовать во время будущих встреч с президентом Бушем.
Остается выяснить принесет ли позитивные дивиденды США замена одного поставщика энергоресурсов на другого. Тем не менее в настоящий момент американцы могут поблагодарить Россию за низкие цены.