30 ноября 2001 года. Россия, быть может, уже не является военной сверхдержавой, но в последние годы она по-тихому стала бегемотом в нефтяном бизнесе - событие, имеющее важные политические и экономические последствия для Соединенных Штатов и их союзников. Сегодня Москва имеет возможность резко ограничить способность Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) манипулировать ценами на нефть. Не соглашаясь на предложение ОПЕК сократить нефтедобычу, Россия может укрепить свою репутацию ответственного и надежного поставщика энергоресурсов в Европу. Это такая возможность, которую президенту России Владимиру Путину упускать не следует.
Момент едва ли мог быть более удачным. Если Россия сохранит нынешние уровни нефтедобычи, то избавит и без того уже дающую перебои мировую экономику от дополнительных тягот искусственно вздутых цен на энергоносители. Благодаря этому возрастет также доверие к России среди международных нефтяных компаний, что будет способствовать привлечению новых иностранных инвестиций, которые могли бы помочь России еще больше увеличить нефтедобычу в предстоящие годы. Стабильный поток экспортируемой нефти прекрасно дополнил бы нынешние усилия г-на Путина по более тесному объединению Москвы с Западом.
Будучи крупнейшим в мире экспортером нефти, который не входит в ОПЕК, Россия обладает значительными рычагами влияния на мировые цены на нефть. Это влияние усиливается еще больше благодаря тому факту, что стоящие на втором и третьем местах в мировом перечне независимых экспортеров Мексика и Норвегия дали понять, что готовы последовать рекомендации ОПЕК в отношении сокращения своей нефтедобычи только в случае, если на это согласится Россия. Сегодня в Москве находится министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham), который делает все возможное для того, чтобы убедить Россию сохранить высокие объемы нефтедобычи. Хотя большая часть российской нефти в настоящее время добывается частными компаниями, Кремль сохраняет значительное влияние на уровни ее добычи и экспорта.
Совсем недавно казалось, что Россия обречена превратиться в импортера нефти из-за того, что в советские времена громадные российские нефтяные месторождения неправильно эксплуатировались. Низкокачественные технологии и нерадивое отношение к нефтяным месторождениям в последние годы коммунистического правления привели к падению нефтедобычи, которое стало еще более выраженным во время экономических и политических потрясений начала 1990-х годов.
В более позднее время, с осуществлением реформы законодательства в области инвестиций и стабилизацией экономических условий, российские нефтяные компании снова начали инвестировать деньги в отрасль, главным образом в целях улучшения технологий нефтедобычи на существующих нефтяных месторождениях. В результате добыча нефти в России за последние 2 года выросла примерно на 15%, и сегодня на ее долю приходится почти 10% мирового производства. В настоящее время Москва занимает второе место в мире по экспорту нефти, а если к этому добавить и значительный объем экспорта природного газа, то общий объем российского экспорта энергоносителей приближается к показателям для Саудовской Аравии.
Российская нефть экспортируется главным образом в Европу, и сегодня Россия удовлетворяет значительную часть потребностей континента, вечно жаждущего нефти. Остальное Европа получает главным образом с Ближнего Востока. Если Москва оградит экономику европейских стран от наихудших последствий предлагаемого ОПЕК увеличения цен на нефть, дипломатический капитал г-на Путина на Западе безусловно вырастет. В этом месяце уже прозвучали предложения по установлению более тесных отношений между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО), и было объявлено о глубоких взаимных сокращениях американского и российского наступательного ядерного оружия. Сотрудничество Москвы с Западом в вопросе сохранения объема нефтедобычи еще больше трансформировало бы климат отношений между бывшими противниками в "холодной войне" и укрепило бы также тенденцию к потеплению отношений между Россией и Соединенными Штатами.