Как русский умудряется выживать при ежемесячном доходе, не превышающем 300 швейцарских франков? Нет сомнений, что, скорее, с трудом, чем без труда, но выживает. Во-первых, у него часто есть возможность в большей или меньшей степени улучшить свое материальное положение за счет побочной работы, доходы от которой не декларируются. Во-вторых, отечественные продукты питания на продовольственных рынках, как и прежде, очень дешевы. А ко всему большинство россиян занимает свое исключительно скромное и тесное жилье практически бесплатно.
Денег на коммунальное хозяйство почти нет
Как известно, в советские времена все вопросы жилищного строительства регулировались государством, а само жилье предоставлялось по разным, часто непрозрачным, критериям и после долгого ожидания. Строились преимущественно панельные дома по принципу: "жилья как можно больше и как можно более дешевого". В ходе реформ 90-х годов большинство семей смогло практически бесплатно приватизировать квартиры, в которых они проживали. За обеспечение жителей коммунальными услугами (вода, центральное отопление, вывоз бытовых отходов), а также за содержание "общих помещений", таких, как лестничная площадка, крыша и площадка перед домом, по-прежнему отвечают органы коммунального хозяйства. Жители платят за это по ценам, которые значительно ниже себестоимости. Так, например, владелец двухкомнатной квартиры в Москве платит за отопление, воду и содержание жилья 300 рублей в месяц (17 швейцарских франков). А тот, у кого денег нет, просто не платит.
То, что органы коммунального хозяйства и их службы получали слишком мало денег, имеет, конечно, причины социального характера: у пенсионера, который получает менее 100 швейцарских франков и рабочего, действительно получающего 300 франков, просто нет больше денег. Повышение цен таит в себе определенный социальный и политический запал. Однако нынешняя ситуация является крайне неудовлетворительной, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, общество своими прямыми субвенциями, которые оно предоставляет предприятиям коммунального хозяйства, оказывает поддержку также и богатым владельцам жилья, которые вполне в состоянии платить по справедливым ценам. Во-вторых, хронически не хватает денег самим организациям коммунального хозяйства, соответственно не финансируются в полном объеме предприятия, оказывающие коммунальные услуги. Так, предприятия тепло- и водоснабжения в значительной мере живут за счет того, что сохранилось от прежних времен. Качество их услуг из-за недостатка капиталовложений постоянно падает, нет даже денег, чтобы оплатить по рыночным ценам необходимые поставки энергии. Получаются, что в конце концов, этот разваливающийся сектор вынуждены субсидировать и частные (или полу- частные) предприятия энергоснабжения, и никто точно не знает, сколько и за что он платит.
Поэтапные реформы и выплаты
И вот российское правительство утвердило программу реформирования. В ее рамках в ближайшие пять-десять лет предстоит отказаться поэтапно от скрытого субсидирования и подготовить этот сектор к приватизации. В начале следующего года в качестве первого шага в некоторых наиболее развитых регионах, среди них Москва, Новгородская и Тюменская области, "богатые" владельцы жилья, имеющие на душу населения официальный месячный доход в размере 8 500 рублей (500 швейцарских франков) будут платить 100% фактической стоимости жилья (вместо нынешних 40%). С 2004 года, после выборов полностью платить за жилье придется богатым уже всей страны, шаг за шагом на полную оплату будут переведены и другие семьи. Одновременно предусматривается, что бедные семьи будут получать целевые выплаты, которые должны позволять им оплачивать жилье, которое они занимают. Этот логичный и срочно необходимый для устранения многочисленных социальных тупиков шаг может стать решающим для успеха реформ. Однако сделать его пока очень тяжело, поскольку нет не только соответствующих органов для детальной работы с перераспределением средств, но нет также надежной информации о фактических доходах семей. Если верить нынешней официальной статистике России, то более трети населения находится за чертой выживания.
Наконец, параллельно с ведением рыночных цен программа предусматривает погашение предприятиями долгов, их лучшую капитализацию, предоставление им самостоятельности в такой мере, чтобы они могли конкурировать между собой. В конечном итоге предприятия, способные работать в условиях рынка, должны быть до 2010 года частично или полностью приватизированы.