Если бросить взгляд на руководство Талибана, которое управляло страной в течение последних пяти лет, не так уж сложно понять, как Усама бен Ладен приобрел большую часть своего влияния. Когда саудовский миллионер, унаследовавший часть состояния своего отца, обращался к руководителям Талибана, то, по словам бывшего министра, он нередко приносил с собой пачки наличных денег, которые незамедлительно раздавал - причем нередко по $50,000 или даже $100,000 за раз.
"Он держал деньги в кармане, - вспоминает Мохаммед Кхаксар (Mohammed Khaksar,), выполнявший функции заместителя монстра внутренних дел в правительстве Талибана. - В любой момент, когда назревала нужда в этом, он просто доставал деньги и раздавал их". Понятно, что бен Ладен получал в обмен на свои деньги - его террористическая организация могла свободно действовать с территории Афганистана. По словам того же Кхаксара, "не было никого, кто бы мог навязать ему свою волю. Он делал все, что хотел".
В первый раз бывший высокопоставленный чиновник Талибана делится информацией, которая позволяет понять, что происходило внутри самого репрессивного режима, предоставившего убежище международным террористам, несущим ответственность за теракты 11 сентября. Какое-то время назад Кхаксар был близким другом Мохаммеда Омара, затем порвал с талибами, когда те бежали из Кабула. Теперь он поддерживает Северный альянс и считается самым высокопоставленным перебежчиком на сторону альянса.
В интервью, данном сегодня в комфортабельных апартаментах Кабула, где он по-прежнему проживает со своей женой, Кхаксар говорил о режиме, который оплачивался миллионами бен Ладена. Он буквально засыпал лидеров Талибана подарками - наличными, роскошными машинами и прочими ценностями.
"Аль-Каида имела важное значение для Талибана, поскольку в их руках находилось большое количество денег, - говорит Хаксар, не называя точных цифр. - Они выплачивали большие суммы. И Талибан доверял им".
Отношения между бен Ладеном и Талибаном строились на идеологической общности взглядов: они верили в радикальный ислам и исповедовали антизападные взгляды. Однако Кхаксар отметил, что его поразила колоссальная роль, которую в последнее время стали играть в их отношениях деньги. Хотя его слова невозможно проверить и они могут быть приукрашены в силу его желания дистанцироваться от Талибана, по данным разведки США, с 1996 года бен Ладен предоставил режиму помощь в размере $100 млн. наличными и техникой.
Бородатый человек с пытливыми глазами и лицом, на котором оставил отпечаток местный климат, и поэтому выглядящий старше своих 41 года, Кхаксар с самого начала играл в Талибане важную роль. Будучи по национальности пуштуном, как и большинство членов Талибана, он был одной из ключевых фигур движения, которое возникло в 1994 году, а пришло к власти в 1996.
Сначала он возглавлял разведку Талибана, затем стал заместителем министра внутренних дел, отвечающим за безопасность в столице, в которой нередко использовались достаточно жесткие меры для поддержания режима ограничений, накладывавшихся на женщин и атрибуты современной жизни.
С течением времени, его постигло разочарование в идеалах Талибана в особенности после приезда в Афганистан бен Ладена и его боевиков. Потом он вел секретные переговоры с главой Северного альянса Ахмедом Шахом Масудом (Ahmed Shah Massoud), убитым в сентябре, предположительно боевиками бен Ладена.
Министр иностранных дел Северного альянса Абдулла (Abdullah) заявил, что информация, предоставленная Кхаксаром была особенно важной. "Она была достаточной для того, чтобы сделать для него единственное исключение", - сказал он, добавив, что "в течение ряда лет командир Массуд поддерживал постоянную связь с ним".