1995 год не принес российским банкирам ничего хорошего. Только в одной Москве были убиты 13 высокопоставленных финансистов. Пресыщенные сообщениями о чудовищных преступлениях, ставших обычным явлением для делового города, российские газеты быстро устали от сенсаций. Только когда какой-нибудь банкир погибал от яда, а не от рук наемных убийц, на главной странице на короткое время опять появлялся материал на эту тему.
Западному сознанию Россия представляется страной, где процветают банды нуворишей, занимающихся бизнесом или функционирующих в роли государственных чиновников, разъезжающих по московским улицам на роскошных автомобилях, где переговоры по бизнесу ведутся за распитием огромных количеств водки, а прибыльное партнерство устанавливается путем обмена проститутками.
В 1995 году Мартин МакКоли (Martin McCauley) стал проводить все больше времени в Москве, работая с россиянином Михаилом Пастернаком. Они составляли обширную базу данных по информации о российских банках, что было нелегкой задачей. Когда МакКоли пытался разобраться, кому принадлежит московская собственность, чиновница, занимающая высокую должность в местном правительстве, сказала ему: "Не спрашивайте". Тем не менее, события стали развиваться быстро.
В 1996 году две женщины, работавшие у них секретаршами, погибли в результате несчастного случая. По пути на работу на их машину умышленно наехал грузовик, обе женщины скончались на месте. Вскоре после этого "исчез" Пастернак. МакКоли уверен, что его тоже убили. Ему было всего лишь 32 года. МакКоли уехал из Москвы, как только узнал о происшедшем.
Банковский кризис августа 1998 года и консолидация банков, которая последовала за избранием Владимира Путина президентом в марте 2000 года, стали переломным моментом. В отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, Путин стал проводить жесткий курс как в политике, так и в экономике. Он осознает необходимость отделения политики и экономики для того, чтобы разрушить гегемонию олигархов, возглавляющих сложную сеть бюрократической коррупции.
Возрастает контроль в сфере бизнеса. В 1998 году законы о банкротстве были обновлены и ужесточены для того, чтобы остановить массовый отток капиталов из страны. В этом году они были еще раз усовершенствованы. Разработан компетентный налоговый кодекс, готовится к принятию земельный кодекс, который будет охранять такую "ценность" как частная собственность.
Но что же происходит на самом деле? Неужели корни коррупции в России неистребимы? Есть сообщения о том, что Россия проводила противоречивую политику в пользу энергетического гиганта Газпрома, в дела которого Путин вмешивался, чтобы сменить руководство. Дочерние компании Российского Алюминия применяли насилие против своих конкурентов. На сегодняшний день обе компании привели в порядок свою деятельность.
Для примера проблем, которые все еще существуют, можно привести случай с канадской компанией Norex Petroleum, которой принадлежит большая часть компании под названием Югранефть. Компания оказалась в беспомощном положении, когда в начале июля ее российский партнер Тюменская нефть прислала в главный офис Югранефти в Сибири вооруженных людей и приказала служащим покинуть его пределы. Затем Тюменская нефть взяла под контроль ближайшие нефтяные скважины Югранефти, прогнав работников угрозой оружия. В течение недели с 9 июля эта компания завладела счетом Югранефти на 30 миллионов долларов (20,3 миллиона фунтов) в банке США.
Президент компании Norex Алекс Роцанг ( Alex Rotzang) незамедлительно получил на руки решение российского суда, требующее, чтобы компания Тюменская нефть убрала своих головорезов из офисов Югранефти, расположенных в сибирском городе Нижневартовске.
Однако приказ не сработал. Роцанг прокомментировал это так: "У них больше тысячи вооруженных людей в город. Это больше чем у милиции".
Административные нарушения также являются частью традиций ведения бизнеса. Невозможно получить лицензию на ведение бизнеса без длительного процесса поиска контактов на уровне местной администрацией, которой надо заплатить. Точно также, ни один бизнес не может существовать без бандитской крыши.
Вот, что рассказывает лондонский адвокат, специализирующийся на российских делах: "У вас нет выбора, их надо нанимать, а они могут заплатить кому-нибудь, чтобы вас ограбили, даже несмотря на то, что вы их нанимаете. Нередко вы можете оказаться в окружении, по меньшей мере, четырех банд. Если у вас найдутся деньги, чтобы воспользоваться услугами одной из них, - остальные обидятся. Вы можете обнаружить, что лицензия, которую Вы получили неделю назад, окажется больше недействительной".
При таких обстоятельствах банки вынуждены предпринимать аналогичные действия для собственной охраны.
В 1998 году МакКоли посетил одного высокопоставленного банкира. Молодой человек прочитал многие книги МакКоли во время учебы в Оксфорде на магистра философии. Он не закончил обучения, поскольку его переманили на банковскую работу, посулив высокую зарплату. В 26 лет он перенес свой первый инфаркт. Этот человек прямодушно ответил МакКоли, когда тот коснулся темы мафии: "Мафия - это не проблема". Он подтвердил, что большинство банков имеет свои собственные частные армии".
Препятствия, мешающие созданию более прозрачной среды для ведения бизнеса, устранимы. На этом пути имеет место определенный прогресс. Лондонский адвокат настроен оптимистично: "В России становится значительно легче заниматься бизнесом. Сейчас уже можно честно зарабатывать деньги, а лет через 10-15 в России будут такие же условия, как и в Великобритании".
Расследования ФБР, проведенные в 30-40е годы, дают хороший материал. В их рамках было продемонстрировано, что российские бизнесмены ничего не могут сделать, не заплатив мафии. Сегодня бизнесмен должен дать кому-то в правительстве взятку, чтобы получить лицензию. Но затем он может управлять своим делом так, как он посчитает нужным.
Путин объявил, что к 2010 году состояние экономики России значительно улучшится. Ведь сегодня экономика России - одна из растущих экономик в Европе, которых не так уж много. Он сказал, что самой слабой стороной России остается ее неспособность привлекать иностранные инвестиции. В 1999 году все аккумулированные иностранные инвестиции составили 29,3 млрд. долларов, тогда, как в Китае аналогичная цифра достигла 600 млрд. долларов. Наученные опытом 90х годов, западные бизнесмены продолжают вести себя осторожно.
Будут ли они себя вести так и дальше? Финансист, проработавший в молодые годы в Москве, обвиняет самих западных бизнесменов и их российских коллег в неудачах 90х годов. "Многие западные бизнесмены демонстрировали ужасную высокомерность, - говорит он. - Они были наивны и слишком быстро все подписывали. В разных местах бизнес делается по-разному. В России┘ всяким переговорам предшествовал обед с обильным спиртным┘ Нельзя ходить туда с надменным видом в безупречном костюме. Это своего рода тест. Весь фокус заключается в том, чтобы играть в эту игру и не позволить сбить себя с толку".