Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальные активисты дают оценку г-ну Путину

Увертюры российского руководителя не встретили горячей поддержки Гражданского форума

Социальные активисты дают оценку г-ну Путину picture
Социальные активисты дают оценку г-ну Путину picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проведенный 21-22 ноября Гражданский форум отражает запоздалое признание Кремлем того факта, что "гражданское общество" набирает силу в России. Сотни групп гражданского действия выражают нужды сотен тысяч граждан, которыми не занимаются обремененные другими делами, невнимательные чиновники.

Москва, 2 декабря 2001 года. На днях президент Владимир Путин председательствовал на многочисленном форуме гражданских организаций, который, как могло показаться на первый взгляд, являлся выражением национального единства. Обычно на собраниях такого рода перед открытием исполняется национальный гимн России. Но ассамблея в Кремлевском Дворце Съездов обошлась без гимна. Причина: многие главы представленных на форуме организаций, некоторые из которых в советскую эпоху были диссидентами, возражали против мелодии, которая была гимном Советского Союза. Вот так началось мягкое ухаживание г-на Путина за растущим числом российских независимых групп гражданского действия, организаций, которые занимаются правами человека, здоровьем нации, трудовыми отношениями, мелким бизнесом, правами детей, борьбой за отмену обязательной воинской повинности, жилищным вопросом, экологией и множеством других общественных проблем.

Проведенный 21-22 ноября Гражданский форум отражает запоздалое признание Кремлем того факта, что "гражданское общество" набирает силу в России. Сотни групп гражданского действия выражают нужды сотен тысяч граждан, которыми не занимаются обремененные другими делами, невнимательные чиновники. Движение за гражданское общество зародилось во время перестройки 1980-х годов и медленно, но неуклонно росло в годы запустения при первом постсоветском президенте Борисе Ельцине.

Активисты шли на эту беспрецедентную встречу, обуреваемые сомнениями. Самый важный вопрос, который преследовал их во время кремлевского дебюта, был такой: не намеревается ли г-н Путин, имеющий авторитарную репутацию, просто господствовать на форуме? Оппозиционные политики и независимые наблюдатели предупреждали о ловушке. Глава социал-демократического движения "Яблоко" Григорий Явлинский нападал на Гражданский форум, называя его "чисто пиаровским" мероприятием в интересах г-на Путина. Гражданские лидеры задумывались над тем, не пытается ли г-н Путин отполировать свой имидж теперь, когда он стал союзником Запада в антитеррористической войне. "Мы не хотели участвовать в шоу, и мы не хотим быть под контролем Кремля, - сказал глава Федерации защиты прав потребителей Александр Аузен. - С другой стороны, хорошо, когда есть диалог. Многие проблемы приходится решать во взаимодействии с правительством, поэтому нет смысла сторониться его". "Годами мы посылали письма официальным лицам в советское время и после развала Советского Союза, призывая к диалогу. Было трудно сказать 'нет' в первый раз, когда власти пригласили нас на разговор", - сказал директор московского отделения правозащитной организации "Мемориал" Арсений Рогинский.

Форум был примечателен тем, что на него собрались самые различные неправительственные организации. Помимо хорошо известных групп борьбы за права потребителей, за окружающую среду, за улучшение жилищных условий и за права человека, там были делегаты групп бойскаутов, этнических объединений, агентств по борьбе с алкоголизмом, шахматистов, атлетов и даже один представитель от "Международного монаршего двора", представлявший какого-то принца Бугаева-Понятовского. Всего в первый день в зале присутствовало 5000 делегатов.

Г-н Путин дал старт форуму, выступив с речью, в которой он превозносил необходимость "диалога равных". Он постарался заверить делегатов, что Кремль не пытается подмять их под себя. "Гражданское общество должно развиваться самостоятельно, питаясь духом свободы". Тем не менее делегаты не забывали, что г-н Путин, придя к власти почти два года назад, провозгласил необходимость в установлении "вертикали власти", на вершине которой он видел себя. С тех пор он предпринял популярные шаги по обузданию влияния на правительство большого бизнеса. Но от также запугал основные средства массовой информации, а единственная независимая телевизионная сеть, оказавшись в руках имеющего связи с Кремлем акционера, вскоре может прекратить свое существование. Прокуроры преследуют журналистов, которые разоблачают неблаговидные деяния военных, и мешают их поездкам в Чечню, где правительство Путина вот уже два года ведет бесперспективную войну. Г-н Путин назначил никем не выбиравшихся комиссаров управлять российскими губернаторами и урезал законодательную власть Совета Федерации.

Пока г-н Путин сидел в президиуме и на протяжении 90 минут слушал выступавших, на его столе росла гора записок от аудитории. Кто-то просил уволить коррумпированных государственных служащих, кто-то хотел сфотографироваться вместе с президентом. Г-н Путин предпочел "не отвечать никому". Гражданские лидеры настаивали, что не следует ни голосовать, ни принимать деклараций, не нужно и создавать постоянный совет под эгидой Кремля. Они также постарались, чтобы основная часть бесед происходила между небольшими группами делегатов и министрами правительства. Короче, они хотели избежать создания о себе впечатления как о "народном конгрессе" в советском стиле, в котором делегаты превозносили и "штамповали" все предложения властей.

Организаторы форума, представлявшие Кремль, заявили, что г-ну Путину все же было бы желательно создать постоянный совет как связующее звено между гражданскими организациями и правительством. Но как раз этого-то совершенно не хотели делегаты форума. Г-н Путин исключил из своей речи параграф, в котором намеревался предложить создать такой совет, сказал работающий в тесном контакте с Кремлем Глеб Павловский, специалист в области отношений с общественностью. Г-н Павловский был в числе главных устроителей форума, представляя президента России. "Реализации этого предложения мешают подозрения, - сказал он. - Но это инерция прошлого. Подозрения утихнут".