Многие американцы, которые отношение которых к лозунгам правительства стало циничным, спрашивают, правда ли, что истинной целью войны США в Афганистане является стремление получить доступ к нефти и газу Центральной Азии. Ответ: и да и нет.
США напали на Афганистан с целью отомстить за теракты 11 сентября. Но бывшие нефтепромышленники Джордж Буш (George Bush) и Дик Чэйни (Dick Cheney) быстро поняли, что месть талибам и Усаме бен Ладену (Osama bin Laden) предоставляет в их распоряжение прекрасную возможность расширить американское геополитическое влияние на Южную и Центральную Азию - объект новейшей золотой лихорадки - каспийский бассейн.
Сегодня в мире избыток нефти. Но, согласно подсчетам ЦРУ, примерно через тридцать лет, когда Китай и Индия достигнут уровня потребления энергии на душу населения, существующего в настоящий момент в Южной Корее, их потребности в нефти составят 120 миллионов баррелей в день. Сегодня в мире ежедневно потребляется от 60 до 70 миллионов баррелей нефти. Короче говоря, великие державы будут вести жестокую борьбу за недостающую нефть, а Персидский Залив и Центральная Азия будут полигоном этого соперничества.
Географическое положение стран-производителей нефти и газа среднеазиатского региона, таково, что они вынуждены экспортировать ее по длинным нефтепроводам.
Тот, кто контролирует энергию, контролирует Земной Шар.
Россия, второй по величине экспортер нефти в мире, хочет, чтобы нефть Центральной Азии транспортировалась через ее территорию. Иран, также специализирующийся в области производства нефти, заинтересован в том, чтобы трубопроводы вели к его портам, что является самым коротким путем. Но влиятельное в Америке израильское лобби заблокировало попытки Вашингтона наладить отношения с Ираном.
Пакистан и США долго искали возможность построить нефтепровод, который бы следовал прямо на юг от Термеза (Узбекистан) в Кабул (Афганистан), а затем к пакистанским портам в Аравийском море Карачи и Гвадару.
Нефтепроизводители называют эту дорогу "Новым шелковым путем" по аналогии с легендарным путем, по которому экспортировались богатств Китая.
Однако этот путь требует, чтобы положение в Афганистане было стабильным, а страна придерживалась прозападной ориентации.
С 1989 года Иран старался поддерживать в Афганистане хаос для того, чтобы Пакистан не мог приступить к строительству долгожданного нефтепровода Термез-Карачи.
Когда в сентябре Пакистан отказался от своего союзника талибов и перешел на сторону США, Исламабад и Вашингтон рассчитывали установить проамериканский режим в Кабуле и таким образом открыть дорогу для нефтепровода.
Но пока администрация Буша прочесывала страну в поисках бен Ладена, она не заметила, что большей половиной Афганистана овладела Россия.
Россия добилась этой победы благодаря своему союзнику Северному Альянсу. Москва, поддерживавшая альянс с 1990 года, после 11 сентября вооружила его новыми танками, бронемашинами, артиллерией, вертолетами и грузовиками.
Вызвав ярость Вашингтона и Исламабада, Москва одним движением руки перенаправила удар альянса на Кабул, вопреки планам Буша.
Сейчас Северный альянс является доминирующей силой в Афганистане. Игнорируя многопартийные переговоры, которые проходят в Германии, он величает себя новым "законным" правительством. Это утверждение в полной мере поддерживается Москвой.
Россия восстановила свое влияние в Афганистане, отомстив за поражение, нанесенное ей США в войне 80х годов и тонкой игрой заматовала администрацию Буша, которая, несмотря на свою высокотехнологическую военную мощь, мало что понимает в Афганистане.
Ликвидация режима талибов, проведенная американцами, означает, что Пакистан потерял свое влияние в Афганистане и отрезал себя от ресурсов Центральной Азии. В то же время, пока альянс находится у власти, для американцев также закрыт доступ к вожделенному каспийскому бассейну. Россия отвоевала контроль над территориями, оптимально пригодными для прокладки нефтепроводов. Контроль над новым шелковым путем - супернефтепроводом в силу сложившейся ситуации будет принадлежать Москве.
Ворвавшись как разъяренный бык в посудную лавку на южноазиатский рынок, Соединенные Штаты уступили лавры крупной геополитической победы России и тем самым серьезно подорвали свои великодержавные амбиции. Теперь же Москва может свободно строить планы о политическом господстве в Южной и Центральной Азии совместно со своими стратегическими союзниками Индией и Ираном.
Администрация Буша, по всей видимости, не поняла своей грубой ошибки и продолжает утверждать, что "Россия является нашим другом".
Президенту следует понять, что там, где речь идет о нефтяных и геополитических интересах, друзей нет, есть лишь конкуренты и враги.