Собственно, сначала все выглядело многообещающе. В период с января по сентябрь 2001 года рост ВВП российского государства составил 3% при условии полного погашения долговых обязательств, был достигнут значительный профицит бюджета. К тому же бюджет на 2002 год, несмотря на заметное увеличение расходов, впервые предусматривал превышение доходов над расходами в размере 1,63% ВВП. В таких условиях правительство могло быть уверено в необходимой поддержке со стороны российского парламента, который более месяца назад одобрил проект бюджета во втором чтении без внесения серьезных корректировок. Однако, как бы экономические реформы ни способствовали улучшению ситуации, бюджет Российской Федерации по-прежнему находится в большой зависимости от нефтедолларов. Существует такая зависимость, что с понижением цены за баррель нефти на один доллар российское государство теряет 1,3% (900 миллионов долларов США) запланированных на 2002 год доходов.
Критическая черта - 16 долларов за баррель
Помня о прекрасных временах нынешнего года, проектировщики исходили при составлении проекта бюджета из средней цены за баррель нефти в размере 23,50 долларов США. В худшем случае, при падении цены до 18,50 долларов США, даже не планировалось отказываться от выплат по долговым обязательствам. Однако ухудшение экономической ситуации в мире и угроза ценовой войны с ОПЕК превратили вариант, рассчитывавшийся на худший случай, в вариант, который более чем возможно может состояться: в настоящее время цена за баррель нефти составляет только 18 долларов США.
Поэтому перед третьим чтением российское правительство искало возможности застраховаться от риска, связанного с падением цен на нефть, уйдя от необходимости заново начинать сложный процесс подготовки совершенно нового бюджета. В пятницу, поздним вечером, после многочасовых дебатов по отдельным статьям расходов, парламентарии 291 голосом при условии, что необходимо было простое большинство, составляющее 215 голосов, проголосовали вопреки сопротивлению коммунистов и аграриев за дополненный вариант бюджета, который включил "гарантийную оговорку". Она предусматривает, что из общих расходов, в сумме 1947 миллиардов рублей 62 миллиарда рублей (2,2 миллиарда долларов США) могут быть использованы лишь тогда, когда доходы, полученные в предыдущие кварталы, будут обеспечивать сбалансированность бюджета. Потенциальные меры, направленные на экономию, не коснутся повышения уже давно не соответствующего рыночным условиям денежного содержания профессиональных военных, заработной платы учителей и медицинского персонала в номинальном выражении на 89 процентов (в реальном исчислении - на 70%), а также других служащих на 40% (в реальном исчислении - на 20%).
Погашение долгов при любых условиях
Только в том случае, если цена на нефть будет сохраняться продолжительное время на уровне ниже 16 долларов США за баррель, когда для сбалансирования бюджета будет недостаточным даже оговоренное сокращение расходов, то для финансирования дефицита предусматривается использовать накопления 2001 года, а также возможности увеличения доходов за счет приватизации, выпуска дополнительных долговых бумаг или использования кредитов Международного валютного фонда. Как заявил, выступая в парламенте, премьер-министр Михаил Касьянов, правительство также не исключает отказа от полного обслуживания имеющихся долговых обязательств в случае, если цены на нефть опустятся еще ниже.
Если цена на нефть сохранится на уровне ниже 20 долларов США за баррель, то вряд ли удастся накопить достаточные средства для создания резервного фонда, предназначенного для облегчения ситуации в наиболее трудном в финансовом отношении 2003 году, на который приходится время выплаты наиболее крупных сумм по долговым обязательствам. В любом случае доходы, полученные иным способом, или меры, направленные на экономию, могли бы служить доказательством того, что Россия настроена серьезно со своей ориентированной на рынок, серьезной фискальной и экономической политикой. Так как кредиты в известной мере на льготных условиях могут быть предоставлены, если в них действительно появится потребность, только тогда, когда рынки и партнерские государства будут убеждены в поддержке их со стороны российской бюджетной политики. Если ситуацию сравнивать со временем годичной давности, то нынешней осенью в российском правительстве и парламенте понимание этого стало само собой разумеющейся вещью.