Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спад экономической активности. США увлекают за собой Европу?

Надо быть пессимистом, чтобы исключать улучшение ситуации будущей весной

Спад экономической активности. США увлекают за собой Европу? picture
Спад экономической активности. США увлекают за собой Европу? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мировая экономика вновь погрузилась в состояние неуверенности, также как прошлой весной, во время ╚флирта╩ со спадом экономической активности: во втором квартале рост активности в США составил 0.3% от годового ритма; 0.4% в зоне евро и √3.2 в Японии. Как и предполагалось, Соединенные Штаты в третьем квартале вошли в полосу спада, с уменьшением валового продукта на 0.4 % от годового уровня. Вопрос состоит в том, какого масштаба будет спад, и как долго он продлится

Мировая экономика вновь погрузилась в состояние неуверенности, также как прошлой весной, во время "флирта" со спадом экономической активности: во втором квартале рост активности в США составил 0.3% от годового ритма; 0.4% в зоне евро и -3.2 в Японии. Как и предполагалось, Соединенные Штаты в третьем квартале вошли в полосу спада, с уменьшением валового продукта на 0.4 % от годового уровня. Имеющиеся показатели предвосхищают существенное сокращение активности в последнем квартале. Вопрос состоит в том, какого масштаба будет спад, и как долго он продлится. Возможный ответ во многом обусловлен неэкономическими факторами: с одной стороны политическими и военными (последуют ли новые террористические атаки? Каковы будут размах, способ проведения и длительность акции возмездия?), а, с другой стороны, - психологические. Есть риск кризиса доверия, что приведет к неосуществлению проектов, и акцентирует снижение деловой активности, создаст порочный круг по схеме "сбывающихся прогнозов".

Террористы подогрели спад.

Террористические атаки произвели двоякий эффект, эффект наложения на существующую ситуацию. Во- первых, теракты немедленно повлекли за собой ряд последствий: многие секторы экономики испытали в сентябре спад или перерыв в активности (воздушный транспорт, финансовые службы, гостиничный комплекс, сфера общественного питания, сфера отдыха).

Во-вторых, был и другой ряд следствий, который трудно точно описать, во многом это касается кризиса доверия. Ситуация 11 сентября привела к тому, что хозяйства сократили свои расходы, предприятия отсрочили свои проекты инвестирования и задержали свои товары на складах. США вошли в полосу спада. Последний продолжается и усиливается в промышленности. В третьем квартале промышленное производство сократилось до 6.2% от годового ритма. Степень использования производственных мощностей составила 72.5 % по сравнению с 82.4% в прошлом году, и отныне уступает среднему показателю за долгий период (1967 -2000). Колебание еще более заметно в секторе новых технологий (степень использования упала до 62.2% по сравнению с 79.9% в прошлом году). Снижение производительности - одна из основных причин уменьшения фиксированного инвестирования (-11.9% в третьем квартале по сравнению с -12.6 - во втором и -0.2. в первом квартале). Уменьшение сверхпроизводительности - тенденция, которой снижение тарифов не может сразу же воспрепятствовать. Цены настолько подвижны, что это нарушает условия финансирования. Банковская система ужесточила свои принципы распределения кредитов, как показывает ежеквартальный отчет Федерального Резервного Банка США.

Временное улучшение весной?

Надо быть пессимистом, чтобы исключать улучшение ситуации будущей весной, для чего есть несколько причин. Снижение цен на нефть оказывает положительное воздействие на покупательную способность в противоположность тому, что наблюдалось вплоть до настоящего времени. Процесс изменения цен уже начался. В конце концов, придется иметь в виду очень жесткий расчет в финансовой и бюджетной политике. Не только процентные ставки стали давать отрицательные показатели, но и бюджетная политика стала экспансионистской: к снижению налогов, наметившемуся еще летом добавились еще 40 миллиардов долларов, предусмотренных в плане необходимых мер, который был разработан Конгрессом сразу же после трагедии; более 15 миллиардов долларов было выделено на поддержку воздушного транспорта; может быть рассмотрен план по выделению еще 100 миллиардов долларов. Все в сумме составляет около 1.5 % валового продукта. Остается узнать, как отразится снижение цен на налогообложении. В том, что касается потребления, ясно, что максимальная эффективность краткосрочных процентных ставок (единственное, что поддерживает спрос) будет достигнута, без уменьшения боковых отчислений на подоходный налог, но с уменьшением социального налогообложения, которое оказывает сильное воздействие на тех, у кого высок запрос на потребление. Эти меры будут более эффективными, если будут введены на долгий срок. В этом случае есть риск, что хозяйства станут более бережливыми, ожидая повышения налогов в будущем. Что касается предприятий, относительно краткосрочных процентных ставок, то лучше, если поддержка инвестирования будет осуществляться за счет изменения защитного механизма, чем за счет изменения налога на добавленную стоимость или процентов, отчисляемых с налога с продаж. Помимо краткосрочных процентных ставок, ясно, что такие меры теряют эффективность: было много раз доказано, что поддержка инвестирования с помощью налогов оказывало воздействие на график расходования капитала. В текущий момент, похоже, требуется применение временных мер, которые будут способствовать возможному развитию инвестиционных проектов.

Есть ли риск того, что спад перекинется на Европу?

Защищена ли зона евро от риска внешнего вмешательства? Некоторые готовы ответить на этот вопрос утвердительно. Конечно, в рамках внешней торговли, зона евро - менее открыта, чем любая страна, входящая в ЕС. Справедливо и то, что само существование евро позволяет избежать напряжения, которое наблюдалось в прошлом и касалось процента ссуды, а также обменных паритетов в случае внешнего кризиса. В случае, если шок будет общим (например, повышение цен на нефть в 1999 - 2000 гг.), а политика сходной (Федеральный Резервный Банк поднял объективы для своих фондов на 6.5 % а ЦЕБ - до 4.7.5 % до смены ориентации). С другой стороны, для существования других каналов оборота, кроме внешней торговли, необходимо изменение цены на активы, а также доверие частных экономических агентов.

Сокращение активности в Америке, начавшееся весной 2000 года перенеслось в зону евро задолго до трагических событий 11 сентября. Во втором квартале, рост европейского валового продукта был ограничен 0.1 % (1.7. % годового сдвига против 3.2 % в третьем квартале 2000 г.), величина этого показателя почти такая же как в США (0.07%). К тому же, зона евро вошла в период спада производства, и в этом последовав за США: за последние месяцы (июнь- август) показатель промышленного производства упал более чем на 0.6% от годового графика по сравнению с тремя предыдущими месяцами. На деле, на этой стороне Атлантики, как и в США, есть падение спроса на продукцию предприятий (ревизия инвестиционных проектов, падение рыночной стоимости) - указывает на некоторое сопротивление рынка потребления.

Последнее подпитывается умеренной инфляцией после неблагоприятного скачка цен на энергоносители и продукты питания, а также удобной бюджетной политикой. Власти пустили в ход автоматические стабилизаторы (они не устраняют негативных последствий снижения активности, которые сказываются на общей кассе, вызванных повышением налоговых пошлин) и провели, как и было объявлено, снижение налогов. Эти факторы, положительные для спроса на продукцию хозяйств частично уравновешивают негативные последствия роста безработицы и падения кредита доверия. Но, несмотря на эти позитивные факторы, активность будет падать. Спад в Америке, который продлится, по меньшей мере, полгода, приведет к заметному снижению активности. Похоже, нужно ждать второго полугодия 2002 года, чтобы начался новый подъем активности. Эмпирическим путем удалось установить, что деловой цикл в Европе, за некоторыми исключениями (объединение Германии, выравнивание общественных фондов в связи со вступлением в Экономический и финансовый союз (UEM) ) повторяет американский цикл с опозданием в несколько месяцев.