Первый контакт Али Мохамеда (Ali Mohamed) и ЦРУ состоялся в 1984. В то время, молодой египтянин, только что отслуживший в армии своей страны, обратился в бюро американской разведывательной службы в Каире, выразив желание стать "шпионом". У него были связи с "Хезболла" в Германии. Спецслужбы быстро взяли его на работу. Однако, через несколько недель в ЦРУ убедились, что Мохамед скрыл свою деятельность в "Хезболла". Разведка разорвала с ним отношения и внесла его в список подозрительных лиц, рассматриваемых как "потенциальных террористов".
Спустя двадцать лет история Али Мохамеда стала, пожалуй, самым убедительным примером трудностей, с которыми сталкивается Америка в борьбе с терроризмом и, в частности, с сетью Усамы Бен Ладена (Oussama Ben Laden). Несмотря на предупреждения ЦРУ, Али Мохамед стал в начале 90-х главным информатором ФБР относительно деятельности саудовского миллиардера. Одновременно египтянин, одно время бывший сержантом в американской армии, в совершенстве вел двойную игру с Вашингтоном. Член египетской исламской организации "Джихад" и "Аль-Каиды", он тренировал нескольких человек из числа тех, кто заложил бомбу во Всемирном Торговом Центре Нью-Йорка в 1993 году и участвовал в подготовке терактов в американских посольствах в Найроби (Кения) и Дар ес-Саламе (Танзания) в 1998. Все это, разумеется, в тайне от американцев. Только в сентябре 1998 года двойного агента удалось арестовать, только тогда американские власти, наконец, осознали, насколько опасен этот человек.
С тех пор Мохамед содержится в тюрьме высокой безопасности в Нью-Йорке, в полной изоляции. Он признал себя виновным в организации "террористичесеского заговора" и предоставил все детали своей многострадальной жизни федеральному суду Манхеттена. "Он один смог показать некомпетентность американцев в эффективном противодействии терроризму не только в прошлом, но особенно после 11 сентября, - говорит адвокат, занимающийся делом Мохамеда, "Он обманул весь мир и позволил Бен Ладену спокойно готовить под носом и под носом у американских спецслужб".
Случай Али Мохамеда настолько вопиющий, что никто не хочет говорить о нем публично. ФБР, амиканская армия, также как и его Адвокат Джеймс Рот (James Roth) отказались ответить на вопросы "Liberation". "Мохамед,- по словам источника близкого к расследованию терактов 11 сентября, - "полная загадка, поскольку никому не известно, насколько далеко зашло его сотрудничество с США. Никто не знает и того, могла ли ФБР предупредить некоторые из атак, приписываемых Бен Ладену, если бы следствие началось раньше".
1984: изгнание из египетской армии.
Хорошенькая судьба для сына военного, родившегося в Александрии в 1952, который пошел по стопам отца. Получив в наследство могучее здоровье, способный к языкам, он быстро начал подниматься по служебной лестнице и стал майором египетской армии, но был уволен в запас в 1984 году, "потому что стал проявлять религиозные убеждения близкие к фанатизму", по мнению одного из его начальников. В действительности, Али Мохамед тайно вступил в ряды "Исламского Джихада", секретной организации исламистов, за долгие месяцы до увольнения.
После ухода из вооруженных сил он и начал свою "американскую авантюру". Несмотря на неудачу с ЦРУ, он получил американскую визу в 1985 году и не стал терять времени даром. Находясь на борту самолета, который вез его в Калифорнию, он познакомился с медицинской сестрой Линдой Санчес (Linda Sanchez), на которой женился через несколько недель. Пара поселилась в Сан-Хосе, и Мохамед стал американским гражданином. Очень скоро он воспользовался своим опытом в военном деле и стал сержантом-резервистом в Форте Брэгг, в Северной Каролине. У него был почти десятилетний опыт службы и Американская Армия возложила на него миссию по подготовке частей для службы на Среднем Востоке. На одной из кассет, которые он демонстрировал солдатам, Мохамед объясняет, например, что с точки зрения ислама Израиль не имеет право на существование, так как он украл у мусульман землю".
За три года своего пребывания в Форте Брэгг Мохамед привлек внимание коллег своим "чрезвычайно изменчивым и непредсказуемым поведением". В 1988 году он исчез на несколько недель, заявив, что отправляется "сражаться на стороне афганских моджахедов, убивать советских солдат". Он вернулся обладателем двух поясов, уверяя, что они содраны с его жертв. Начальство подало рапорт, который, однако, не получил дальнейшего хода. Мохамед снова попросил встречи с представителем ЦРУ, на этот раз в Форт Брэгге "в целях работы на американские спецслужбы". Но его не приняли всерьез.
Однако, служба разведки могла бы многое узнать о деятельности Али Мохамеда. Помимо своей афганской эскапады, натурализовавшийся египтянин каждый вик-энд отправлялся в Нью-Йорк. Там он вступил в контакт с группой фундаменталистов, которые жили в центре беженцев в Бруклине ("Центр беженцев Кифа"). По оценкам специалистов, возможно, это была первая ячейка Аль-Каиды, организованная Бен Ладеном в США. Камере ФБР удалось заснять как Мохамед тренирует пятерых боевиков, которые позже были осуждены за совершение теракта во Всемирном Торговм Центре в 1993 году. Сержант работал вместе с шейхом Омаром Абдель Рахманом (Omar Abdel Rahman), которого счмиают "мозгом" этой операции. Однако ФБР даже не пошевелилась и сегодня утверждает, что "не имела достаточной информации по экстремистам, чтобы вмешаться".
В 1990 году Мохамед, который к тому времени уже покинул форт Брэгг, появляется вновь. В одном из отелей Нью-Йорка убит раввин Мейр Каган (Meyr Kohan). Имя убийцы - Эль Сайид Носаир (El Sayyid Nosair). В его квартире полиция нашла множество документов, написанных на арабском языке. Некоторые из которых напрямую исходили от Али Мохамеда, другие - содержали проекты атаки башен-близнецов. Но следователи даже не потрудились их перевести. Нужно было дождаться теракта 26 сентября 1993 года против Всемирного Торгового Центра, который унес 6 жизней, чтобы ФБР начала расследование связей Носаира с шейхом Омаром.
Весной 1993, федеральное бюро могла воспользоваться шансом схватить Али Мохамеда. Последний подвергался допросу в Канаде по поводу того, что человек, подозреваемый в связях с Усамой Бен Ладеном пытался провезти в США бумаги, принадлежащие египтянину. Когда следователи стали задавать ему вопросы, Мохамед оказал им услуги "информатора". Он заявил, что Бен Ладен создал сеть Аль-Каида, чтобы вредить американцам по всему миру. Он добавил, что ее агенты "пока дремлют в США", и что сам побывал в тренировочных лагерях саудовского миллиардера в Афганистане и Судане.
1991: в Судан вместе с Аль-Каида.
Несмотря на эти откровения ФБР решила выпустить его на свободу и использовать в качестве "шпиона". "Вероятно, власти были в не себя от радости, что им удалось наконец-то захватить кого-то, кто может дать информацию о Бен Ладене, - комментирует адвокат, но не знали, как его контролировать". Египтянин рассказывал ФБР далеко не все. Он, например, умолчал о том, как помогал Бен Ладену водвориться в Судане в 1991, или о том, как несколько раз тренеровал членов Аль-Каиды в Афганистане. Он ничего не говорит о своей деятельности в бруклинском центре. Конечно, он опускает, что по просьбе Бен Ладена изучал многие иностранные посольства в Найроби (Кения). На одной из встреч, миллиардер показал Мохамеду фотографию фасада американского посольства, которое могло быть атаковано при помощи грузовика, начиненного взрывчаткой. Когда ФБР вновь решило допросить двойного агента, и обнаружилось, что он был в Найроби в 1994 г., тот объяснил, что он открыл небольшую фирму по подводному плаванию. Никто не удивился.
7 августа 1998 г. были осуществлены теракты в Кении и Танзании, которые унесли с собой более двухсот жизней. В сентябре ФБР потребовало от Али Мохамеда дачи свидетельских показаний на большом процессе, потом решило его арестовать, на этот раз, убедившись, что он замешен в подготовке терактов. В мае 1999 стало известно, что правительство обвиняет бывшему сержанту из Форта Брэгг в организации "террористического заговора". В октябре 2000 г. он признал себя виновным и сказал, что готов дать показания против четырех исламистов, обвиняемых в осуществлении терактов в Кении и Танзании (слушания были запланированы на январь 2001 г.) в обмен на смягчение приговора. Однако на процессе, который продолжался 6 месяцев, Али Мохамед так и не появился, причем не последовало никаких комментариев ни со стороны обвинения, ни со стороны защиты.
Сегодня человек, котором говорят, что он мог бы обеспечить разрушение Аль-Каиды, ожидает вынесения приговора в тюрьме Манхэттэна. Правительство отказывается говорить о том, какое наказание ждет американского египтянина, который обманул сразу и ЦРУ и ФБР. В 1997 г., Али Мохамед, правда, предупредил ФБР на одном из допросов. Видимо, недовольный тем, что его подозревают в подготовке теракта против Всемирного Торгового Центра в 1993 г., он предупредил, что если он узнает в будущем о подготовке "террористических атак", он ничего не сделает, для того, "чтобы им воспрепятствовать"┘