Израильские акты возмездия в автономных областях вызвали большую тревогу у арабских соседей Израиля. Очевидно, что ситуация в районах, где проживают палестинцы, становится час от часу драматичнее. Министр иностранных дел Иордании Абдельлахи Хатиб (Abdellahi Khatib) выступил вчера за немедленный созыв экстренного заседания министров иностранных дел Лиги арабских государств. Глава Палестины Ясир Арафат (Yasser Arafat) требует проведения чрезвычайного совещания Исламской конференции в Катаре. Что могут дать эти шаги - неизвестно.
Мало свободы для маневра
Арабские государства могут, разумеется, протестовать, однако в действительности у них мало возможностей для маневра. Принятие более жестких мер такие страны, как Иордания и Египет, которые еще поддерживают с Израилем дипломатические отношения, откладывают на боле поздний срок. "А именно, на момент, когда Шарон (Scharon) действительно попытается уничтожить палестинское самоуправление", - считает, по крайней мере, египетский политолог Мухаммад Сайед Саид (Muhammad Sayyed Said) из Аль-ахрамского центра стратегических исследований в Каире. В этом случае, по словам Сайеда, Египет мог бы отозвать, например, своего израильского посла или усилить охрану своих границ с соседней страной. Впрочем, возможность военного конфликта между арабским миром и Израилем египтянин исключает.
Арабские средства массовой информации были вчера шокированы тем, что США заняли сторону Ариэля Шарона, поддержав его действия против органов палестинской автономии. Без честного маклера у мирного процесса нет никаких перспектив - таков лейтмотив комментариев в арабских газетах. "США дали Шарону или зеленый свет или они потеряли контроль над своим израильским союзником", - высказывает мнение и египетский эксперт Сайед. Только в результате этого, продолжает он, стало возможным столь скорое изменение сценария, когда Шарон действительно без всяких препятствий со стороны международной общественности разрушает наследие Осло, может ликвидировать самоуправление и вновь оккупировать Западную Иорданию.
Точно так же, как в Израиле всю вину за эскалацию конфликта возлагают на Ясира Арафата, так арабский мир ответственность за это лишь на политику Ариэля Шарона. " Когда бы Арафат не пытался разорвать этот порочный круг насилия, Шарон в ответ провоцировал палестинцев, предпринимая шаги на государственном уровне по устранению палестинских активистов", - высказал точку зрения Сайед, типичную для людей его круга. По этой причине, подчеркнул он, Арафат оказался лишенным возможности предпринимать меры в отношении радикальных групп, таких, как Хамас и Исламский джихад.
На европейцев египетский политолог возлагает мало надежд. В вопросах, связанных с Израилем, у них по отношению к США поле для маневра значительно сузилось, считает он. Тем не менее, они могли бы сыграть важную роль в международном плане, если бы мобилизовали Совет безопасности ООН или Генеральную ассамблею ООН на то, чтобы предотвратить худшее.
Мрачные времена после Арафата
Для Мухаммада Сайеда Саида завершение срока пребывания на своем посту Арафата, чего так многие так не дождутся, означало бы наступление "мрачных" времен. Арафат олицетворяет собой не только 14 месяцев интифады, но также и мирный процесс, начатый в Осло и Кэмп-Дэвиде. Он единственный человек, с которым Израиль может вести переговоры. Политолог опасается, что если Арафат уйдет, уже никто не сможет реализовать достигнутые на переговорах результаты на практике. Устранить Арафата, продолжает он, значит взять прямой курс на конфронтацию. И тогда, по словам Сайеда, "действительно долго не будет человека, который был бы в состоянии взять под контроль тогда бы выплеснувшееся насилие".