5 декабря 2001 года. Регулярные визиты в Москву генерального секретаря Организации Североатлантического договора (НАТО) Джорджа Робертсона (George Robertson) еще несколько лет назад были бы сочтены несбыточной мечтой. Их сегодняшняя реальность симптоматична для темпов перемен в отношениях между Россией и Западом. Та же срочность подстегивает отношения России с Евросоюзом (ЕС) в момент, когда обе стороны начинают совместно работать над общим европейским экономическим пространством - инициативой установления более тесных экономических связей. Обе стороны сильно заинтересованы в достижении прогресса.
Первое, нападения 11 сентября на Соединенные Штаты позволили похоронить последние привидения "холодной войны". Решение российского президента Владимира Путина вступить в коалицию против терроризма и готовность России облегчить международные гуманитарные усилия удивили многих. Эти шаги показывают, как из зла может выйти добро. У Запада все еще имеются законные основания для озабоченности в отношении обращения России с гражданскими жертвами конфликта в Чечне. Но даже в этом вопросе растущее антитеррористическое негодование привело к первым скромным шагам в поисках политического решения.
Второе, в момент, когда некоторые из стран бывшего советского блока готовятся вступить в Евросоюз, необходимо обсудить политические, экономические и практические последствия этого события для России, отрицать которые невозможно. Например, есть специфическая проблема Калининграда, неотъемлемой части России, который после расширения окажется в окружении членов Евросоюза. Что касается торговли, тут Евросоюз уже является главным партнером России, ибо на его долю приходится 35% объема российского экспорта. Расширение скорее всего увеличит этот показатель до 50%.
Третье, Россия добивается успехов в осуществлении экономической им политической реформ. Приняты важные новые законы, и сейчас перед российской администрацией стоит задача применять их таким образом, чтобы ускорить переход России к новому строю. В других сферах, таких, как административная и судебная реформы, перемены осуществляются медленнее. Остаются еще несколько связанных с торговлей проблем и других представляющих взаимную озабоченность нерешенных вопросов, которые необходимо решить. Однако Евросоюз приветствует достигнутый прогресс и поддерживает процесс реформ финансами и технической помощью.
В этой связи стремление России к членству во Всемирной торговой организации (ВТО) следует считать одной из первоочередных целей для обеих сторон. Это должно быть реализовано не на основе быстрого политического решения, но в силу того, что Россия станет удовлетворять всем необходимым для вступления в ВТО предварительным условиям. К концу текущего года Россия будет иметь полную картину того, что от нее требуется, что даст переговорам новый толчок. Вступление в ВТО - дело не простое, как показывает китайский опыт, однако Евросоюз оказывает сильную поддержку усилиям России по скорейшему достижению этой цели.
Россия может многое выиграть от более тесных экономических связей с Евросоюзом. Валовой внутренний продукт (ВВП) России сопоставим с ВВП Нидерландов, тогда как численность ее населения в 10 раз больше. А уровень ее инвестиций в 10 раз меньше соответствующего показателя для Венгрии. Перспектива расширения предлагает новые возможности обеим сторонам. Главным для реализации этих возможностей является единое европейское экономическое пространство. Подтвержденная в октябре, эта инициатива должна помочь выстроить привилегированные отношения между Евросоюзом и Россией.
Перемены, осуществляемые в рамках программы российской экономической реформы, прокладывают путь к этому. Разумеется, мы не ведем речь о том, чтобы подготовить Россию к членству в Евросоюзе, как не стремимся и к тому, чтобы Россия ввела у себя весь комплекс законодательства Евросоюза. Но российские компании смогут более эффективно конкурировать на едином европейском рынке, если российское законодательство и правила будут аналогичны западным.
На практическом уровне использование технических стандартов, подобных стандартам Евросоюза, позволит российским товарам найти новые ниши на едином рынке, который вскоре будет объединять 470 миллионов потребителей. Более широкое применение принципов хорошего управления поможет покончить с бегством капиталов, которое в настоящее время составляет 20-25 млрд. евро в год, и привлечь иностранные - и российские - инвестиции, создавая новые рабочие места и обеспечивая передачу технологий и ноу-хау.
Инвестиции, быть может, растут, но до благополучия еще далеко. России нужно активнее проводить реформы, чтобы сделать свое законодательство более стабильным, более предсказуемым и более прозрачным, укрепить свою экономику и повысить конкурентоспособность своих товаров. Важным компонентом будущего единого экономического пространства является наш диалог по энергоносителям, который может подготовить более широкие отношения с Россией, в частности, касательно частного сектора.
Энергетика со всей очевидностью является критически важным сектором для занимающего третье место в мире производителя нефти и газа; на ее долю приходится более 40% доходов российского бюджета. Она не менее важна для Евросоюза как инвестора и как потребителя, поскольку он должен гарантировать беспрерывное снабжение энергоресурсами. Этот общий и взаимодополняющий интерес должен привлекать частные инвестиции и способствовать постоянному экономическому росту.
В силу вышеозначенных причин Евросоюз полон решимости довести до успешного завершения проект общего экономического пространства. При сильной поддержке г-на Путина и его министров мы можем выстроить новые отношения, которые будут охватывать весь наш континент.