"Президент Буш должен быть осторожен и не должен недооценивать несомненное значение договоров о контроле за вооружениями √ мониторинг, проверка, прозрачность, предсказуемость, в том числе графики сокращений и укрепление доверия √ все это вело, и может продолжить вести нас к большей безопасности и стабильности. Этот процесс доказал свою немалую значимость и надежность", пишет влиятельная американская газета "The Boston Globe".
Карл Индерферт - бывший заместитель государственного секретаря США по делам Южной Азии, в настоящее время - старший советник программы сокращения ядерной угрозы ("Nuclear Threat Reduction Campaign").
Сегодняшний день войдет в историю контроля за вооружениями. Первый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СТАРТ), подписанный президентом Джорджем Бушем-старшим (George H.W. Bush) и советским руководителем Михаилом Горбачевым в 1991 году, был удачно выполнен.
Согласно Договору от обеих сторон требовалось уничтожить тысячи единиц ядерного оружия на стратегических носителях, и достичь потолка, не превышающего шесть тысяч единиц для каждой из сторон. Это было выполнено при неусыпном наблюдении американских и российских инспекторских групп. Инспекторы из Соединенных Штатов приезжали в бывший Советский Союз более чем триста раз, а специалисты из России провели более двухсот инспекций на американских предприятиях. Договор СТАРТ-1 был выполнен, так как каждая сторона была уверена, что другой участник Договора соблюдает свои обязательства.
К сожалению, юридически связывающие договоренности, наподобие тех, которые были включены в Договор СТАРТ-1, могут скоро стать частью прошлого.
На прошедшей недавно встрече в верхах президент Джордж Буш-младший и президент России Владимир Путин обозначили свое намерение осуществить значительные сокращения запасов своего ядерного оружия - как минимум по две трети своих ядерных арсеналов. Мир станет гораздо более безопасным после выполнения этих планов. Эти вооружения, как сказал г-н Буш, являются реликтами "холодной войны".
Однако, в то же самое время президент США также рассматривает и договоры о контроле за вооружениями между двумя бывшими противниками как устаревшие реликты. Он предложил, чтобы они были заменены доверием и рукопожатиями: "Я посмотрел в его глаза и пожал ему руку".
Некоторые из помощников президента по национальной безопасности идут даже еще дальше президента. Они полагают, что традиционный контроль за вооружениями должен уступить место самостоятельной политике "стратегической приспособленности" - возможности для Соединенных Штатов сокращать или наращивать свои ядерные силы так, как им видится нужным, не будучи связанными формальными обязательствами, налагаемыми договорами и соглашениями.
Г-н Буш прав в том, что процесс контроля за вооружениями занимает много времени и зачастую бесполезен. Договор СТАРТ-1 обсуждался президентом Рейганом (Reagan) и Михаилом Горбачевым в 80-х годах, однако не вступал в силу до 1994 года, пока не был ратифицирован Конгрессом США и российской Государственной Думой.
Конечно, этот процесс может быть модифицирован и усовершенствован, а так же может подвергнуться благоприятному влиянию новых, сотруднических отношений, зарождающихся между Соединенными Штатами и Россией.
Однако президент также должен быть осторожен и не должен недооценивать несомненное значение договоров о контроле за вооружениями - мониторинг, проверка, прозрачность, предсказуемость, включая графики сокращений и укрепление доверия - все это вело, и может продолжить вести нас к большей безопасности и стабильности. Этот процесс доказал свою немалую значимость и надежность.
Наряду с успехом Договора СТАРТ-1, рассмотрите следующий пример: в декабре 1987 года президенты Рейган и Горбачев подписали Договор о ядерных системах оружия промежуточной дальности. По этому соглашению оба государства должны были уничтожить все наземные ракеты, имеющие дальность от трехсот до трех тысяч миль (одна миля равна 1605 метрам - прим. пер.).
В прошлом году в мае около двадцати российских ядерных инспектора покинули Солт-Лейк-Сити, став последними из более чем пятисот сменявших друг друга инспекторов, наблюдавших за деятельностью завода по производству ракет в штате Юта на протяжении последних тринадцати лет. На таком же заводе в России, в городе Воткинск, команда американских инспекторов завершила свою работу, осуществлявшуюся в рамках Договора о ядерных системах оружия промежуточной дальности.
На протяжении тринадцати лет американские и российские инспекторы следили за выполнением этого соглашения, в ходе которого было уничтожено около 2700 ракет.
Сравните это с действиями Буша-старшего 1991 и 1992 годов по односторонним сокращениям всех категорий тактического ядерного оружия и полному уничтожению иных вооружений. В ответ, Михаил Горбачев, а впоследствии и Борис Ельцин, объявили о своем намерении прекратить производство, а затем и начать демонтаж обширных ядерных арсеналов ближнего действия.
Согласно оценочным данным, в начале 90-х годов у Соединенных Штатов было более семи тысяч ядерных боеголовок, размещенных на носителях ближнего действия, а Советский Союз располагал примерно восемнадцатью тысячами. Сегодня у Соединенных Штатов остается около 1700 таких боеголовок. Данные о российских арсеналах варьируются от четырех до пятнадцати тысяч боеголовок и выше.
В случае отсутствия формальных договоренностей, обеспечивающих проверки и инспекции, будет невозможно определить, как много тактических ядерных боеголовок осталось у России. И у нас не будет законных оснований просить об подсчете.
К счастью, похоже, что г-н Путин понимает важность обеспечения того, чтобы обе стороны, посредством формальных соглашений, были уверены в том, что другая сторона сокращает свои арсеналы в соответствии с договоренностями.
Во время совместной пресс-конференции в Вашингтоне российский руководитель сказал: "Мы готовы облечь все соглашения в форму договора, в том числе и вопросы контроля и проверок".
Президент Буш, судя по всему, был готов уступить: "Если будет нужно написать это на листе бумаги, то я с удовольствием сделаю это".
Пока оба лидера готовятся к своей следующей встрече, которая произойдет следующей весной в России, Буш должен присоединиться к Путину в деле сохранения важных для обеих государств преимуществ документально закрепленного процесса контроля за вооружениями, одновременно работая над упрощением и модернизацией этого процесса, который будет являться частью новой стратегической структуры отношений.
И во время всего этого Буш должен помнить знаменитое высказывание президента Рейгана, который был очень удачно вел переговоры о вооружениях: "Доверяй, но проверяй". И он (Рейган) закреплял это в письменной форме.