Перечень мер, предлагаемых генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном (George Robertson), до убожества куц. Перечисление того, что НАТО сделала в борьбе с терроризмом с момента, когда Союз объявил о наступлении случая нападения на одного из членов альянса, не занимает и одной странички. НАТО выделила пять самолетов типа АВАКС для ведения разведки. Но и их используют не в Афганистане, а в США. "Наш вклад носит, в лучшем случае, символический характер. - Говорит один высокопоставленный дипломат НАТО. - В борьбе против терроризма наши претензии и реальность далеко расходятся".
То, что Союз в борьбе против терроризма продолжает оставаться не у дел, имеет понятную причину. Вооруженные силы США настолько превосходят в военном отношении остальных союзников, что им не нужна помощь НАТО. Наоборот, начни США свою операцию в рамках НАТО, и воевать им стало бы только тяжелее. В этом случае на каждое свое решение им бы пришлось получать одобрение органов НАТО, а такое возможно лишь в том случае, если свое согласие изъявляют все остальные 18 членов альянса. Именно этот первый в истории НАТО случай наступления ситуации, когда нападению подвергся один из ее членов, поверг альянс в идейный кризис. Предлагать военную помощь, чтобы потом она пренебрежительно отвергалась - не самый лучший опыт для западного альянса.
Однако об изменении порядка принятия решений в Брюсселе говорить не хотят. При принятии решений военного характера правилом должно оставаться их единогласное одобрение. Вместо этого генеральный секретарь НАТО Робертсон занялся поиском для альянса новых задач. В конце октября он ездил в Москву, чтобы предложить российскому правительству новое партнерство в сфере обеспечения безопасности. Но и это вызывает восторг не у всех государств НАТО. К осторожности призывают особенно бывшие государства-члены Варшавского Договора: Польша, Венгрия и Чехия.
По этой причине никакого решения по этому поводу не может состояться и на встрече министров иностранных дел, В адрес России могут быть сказаны лишь теплые слова. В остальном же министры будут делать то, что делали всегда: раздавать органам НАТО контрольные задания, чтобы готовить очередные мероприятия.