11 сентября привело к пересмотру отношений между Россией и НАТО. По инициативе премьер-министра Великобритании Тони Блэра, союзники сегодня и завтра изучат возможность создания нового органа, который позволит приобщить Москву к принятию решений, касающихся различных проблем и в особенности - борьбы с терроризмом.
НАТО и Россия, сегодня и завтра, в Брюсселе будут изучать возможность создания нового единого органа, в работе которого будет принимать участие Москва, основываясь на принципах равенства. Вместе с другими девятнадцатью членами Альянса она сможет принимать решения по таким вопросам, как борьба против терроризма.
Министры иностранных дел Североатлантического Альянса соберутся сегодня, чтобы обсудить два вопроса: определить новые задачи, которые стоят перед НАТО после 11 сентября, и найти формы сотрудничества с Москвой при их решении. Завтра шеф русской дипломатии, Игорь Иванов, присоединится к своим коллегам-союзникам. Процесс по институционализации отношений между прежними врагами может быть завершен к маю 2002 года. По словам одного из дипломатов военной организации, первыми последствиями новых отношений станут более частые встречи и возможность для Москвы "принимать совместные решения по таким вопросам, как биотерроризм".
На практике эти новые отношения могут означать предоставление России права вето на некоторые решения НАТО. В ноябре Тони Блэр направил союзникам письмо, в котором было высказано предложение о создании Северо-Атлантического Союза, состоящего из двадцати союзников, в работе которого апробация представителя России носила бы предписывающий характер при принятии любых решений. Британский премьер, основной сторонник сближения с Москвой, полагает, что эта организация должна функционировать только при решении лимитированного круга вопросов. Тем не менее, эта инициатива вызвала недоверие у некоторых членов Альянса, полагающих, что таким образом может произойти инкорпорация России в НАТО через заднюю дверь. И, прежде всего, в случае со странами Восточной Европы, которые были членами Варшавского договора. "Мы поддерживаем создание нового механизма. Но Альянс всегда будет иметь прерогативу действий своих девятнадцати членов", - подчеркивает один из источников в США. "Не будет никаких решений двадцати, перечеркивающих решения девятнадцати", - добавляет представитель другой страны-союзника.
До настоящего времени отношения между НАТО и Россией заключены в границы Совместного Постоянного Совета (СПС) - органа формального и не имеющего возможности действовать. Новая инстанция предполагает его исчезновение. "СПС не функционировал должным образом - нас было девятнадцать против одного, а сейчас нам хочется стать девятнадцатью плюс один".
Так же существует опасность того, что более тесные отношения с Россией еще больше обезличат роль Альянса на новой мировой сцене и опустошат сегодняшнее значение НАТО, чьей основной задачей на данный момент является совместная оборона всех союзников и, так называемые миссии по безопасности в зонах наподобие Балкан. Сегодняшнее заседание также должно послужить уточнению средств, которыми располагает Альянс для борьбы с терроризмом - основная проблема, беспокоящая на данный момент НАТО.
Компромисс Владимира Путина с ответом Запада на эти акции привел к пересмотру отношений России с Соединенными Штатами и европейскими союзниками. Сближение Москвы с НАТО также может привести к росту недовольства, вызываемого в Кремле этим евро-атлантическим союзом.