Руководство Украины устраивает торжества, газеты полны благостных комментариев, Леонида Кравчука хвалят, он получает орден. Десять лет назад он был председателем Верховного Совета в Киеве и поставил свою подпись под документом, который распускал СССР. Его тогдашнего белорусского коллегу, профессора физики Станислава Шушкевича нынешнее руководство в Минске не отметило никак. Наоборот, комментаторы контролируемой президентом прессы снова адресовали в его адрес ругательства, называя Шушкевича "государственным преступником".
Диаметрально противоположная оценка прошлого соответствует нынешней политике. Тогда как правящий диктаторскими методами белорусский президент Александр Лукашенко выступает за "воссоединение восточных славянских народов под эгидой Москвы", глава украинского государства Леонид Кучма хотел бы продолжать укрепление суверенитета своей республики. Лукашенко дал также обратный ход экономическим реформам в Белоруссии, он снова делает ставку на плановую систему и повергает свою страну в экономический кризис. Напротив, Кучма продолжает идти по пути реформ. Судя по всему, пройдена нижняя отметка украинского кризиса. Последние два года растет внутренний валовой продукт. Правда, большинство населения пока не имеет от этого никакой выгоды, ее имеет только небольшая прослойка финансовых олигархов и промышленных магнатов.
При этом страны свои первые шаги к суверенитету сделали, имея диаметрально противоположные концепции. Шушкевич пытался провести в Белоруссии демократические реформы. В Киеве, напротив, обеспечили во власти связку старых коммунистических кадров и "красных директоров". Ее главной фигурой стал бывший секретарь ЦК по идеологии Кравчук. Он, в частности, был заинтересован в суверенитете своей родной республики, но никак не в демократии и рыночной экономике. Реформы, начатые с промедлением, почти не продвигались. Экономическую политику определяли не только коррумпированные, но и неспособные бывшие функционеры Коммунистической партии. Только после избрания 20 июля 1994 года Кучмы - бывшего директора ракетного завода в Днепропетровске - в экономической политике произошли подвижки.
В тот же самый день на высший государственный пост был избран бывший инструктор КГБ и председатель колхоза Лукашенко. Свою избирательную кампанию, которая, очевидно, финансировалась российской спецслужбой, он проводил под лозунгами того, что собирается укреплять суверенитет государства и демократию. Однако шаг за шагом он сворачивал свободы, распустил в нарушение конституции парламент и продлил срок своих полномочий. В этом году он добился своего переизбрания в результате, как предполагается, фальсификации результатов выборов. Белоруссия, таким образом, почти вернулась к советским временам: демократическое движение развалено, лишена свободы слова пресса, спецслужба осуществляет масштабный контроль над общественной жизнью и не останавливается перед политическими убийствами.
На Украине одно политическое убийство, совершенное в прошлом году, тоже явно накладывает отпечаток на политический климат. Как предполагается был похищен и убит активный критик Кучмы журналист Георгий Гонгадзе. Часть демократической оппозиции назвала инспиратором убийства Кучму, в отношении которого постоянно выдвигаются обвинения в коррупции. Представители западных спецслужб считают, что президент, тем саммым, будет дискредитирован.
Ясно только одно, что Кучма на какое-то время оказался во внешнеполитической изоляции. И как раз в это время было провалено подписание соглашение о строительстве на территории Украины нового газопровода, который бы принес стране многие миллиарды долларов. После этого Кучма подписал в начале года с главой Кремля Владимиром Путиным соглашение, которое ставит Украину в еще большую, чем до сих пор зависимость от российских сырьевых ресурсов. При этом опросы показали, что и среди русскоязычного населения Украины растет число тех, кто выступает за независимость. Причина этого: они считают, что в дальней перспективе у Украины больше шансов найти путь на Запад, чем у России.