6 декабря 2001 года. Российский президент Владимир Путин не мог бы сделать лучше. В последние 3 месяца он наслаждается возродившимися отношениями с Соединенными Штатами после того, как Россия усилила сотрудничество с Америкой в борьбе с терроризмом. А теперь вот английский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) предлагает создать Совет Россия - Северная Атлантика, в котором России будут даны многие из прав члена Организации Североатлантического договора (НАТО), не требуя от нее предварительного выполнения всех условий для вступающих в НАТО.
Когда министры иностранных дел государств - членов НАТО встретятся сегодня в Брюсселе, им и администрации Буша-младшего (George W. Bush) следует со всей ясностью высказать свое скептическое отношение к данному предложению. Расширить роль России в НАТО - значит не только напроситься на раскол в альянсе, но и вынудить НАТО скомпрометировать некоторые из заявленных целей этой организации. Да, Москву следует поощрить за ее поддержку Соединенных Штатов после 11 сентября, но вознаграждать Россию по сути членством в НАТО неуместно.
Во-первых, едва ли нужно создавать новый совет. В 1997 году был образован постоянный объединенный совет НАТО-Россия, определивший пределы для совместных акций и повысивший уровень сотрудничества между НАТО и Россией. Этот совет и так уже позволяет нам проводить консультации по различным вопросам, от обеспечения безопасности до предотвращения конфликтов, контроля над вооружениями и вплоть до обмена информацией - то есть по тем самым вопросам, которые должен рассматривать предложенный г-ном Бушем-младшим новый совет.
Предварительным условием для созданного в 1997 году совета было то, что перед встречей с представителем России следовало достичь консенсуса внутри НАТО в отношении предлагаемых мер сотрудничества. Предложение г-на Блэра отменило бы это условие, позволив России участвовать в процессе достижения консенсуса в НАТО по определенным вопросам. Это дало бы России возможность сталкивать лбами членов альянса, тем самым осуществляя неформальное право вето и затягивая выработку консенсуса. "Это определенно изменило бы сущность альянса, - сказал этому изданию немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer), рассуждая о становлении России членом НАТО. - Это был бы уже не тот альянс, который мы знаем, даже если бы он по-прежнему именовался НАТО. Вопрос в том, каковы будут результаты, если г-ну Путину действительно удастся привести России к Западу┘ основываясь на тех самых ценностях, в которые верим мы: гражданское общество, открытое общество, диктатура закона, демократическое наследование власти".
Россия продемонстрировала, что в данное время не является частью Запада. Г-н Путин продолжает управлять страной как автократ, подавляя свободу прессы и независимость судей и используя нынешнюю войну с терроризмом для того, чтобы добиться благосклонного отношения к своей направленной на геноцид кампании против чеченского народа. Не говоря уже о различиях политических и гражданских ценностей, Россия представляет угрозу для безопасности, которую необходимо устранить до того, как России будет позволено сидеть за круглым столом с другими членами НАТО при принятии решений. К примеру, Россия в прошлом году продала компоненты баллистических ракет и ракетные технологии Китаю, Ирану, Индии и Ливии, а ее вклад в государства-изгои остается неизвестным, как пишет на страницах "The Washington Times" Билл Герц (Bill Gertz).
Россия не готова к Совету Россия - Северная Атлантика, а расширение ее роли в данное время повредит роли НАТО как организации, добивающейся консенсуса в рамках всей Европы. Администрации Буша-младшего не следует компрометировать демократические ценности и принципы безопасности альянса, предпринимая непродуманный политический шаг для угождения России.