Министры иностранных дел стран - членов НАТО в четверг неожиданно дали обратный ход быстро развивающимся новым взаимоотношениям с Россией после того, как Вашингтон твердо возразил против предоставления Москве большей роли в процессе принятия Альянсом решений.
Возражения Пентагона и Совета национальной безопасности стали неожиданностью для послов в НАТО, принимавших участие в заседании Совета Организации Североатлантического договора.
Послы на этой неделе потратили более двадцати семи часов на согласование текста о России в финальном коммюнике, которое должно было увидеть свет в четверг. Ожидалось, что они смогут точно выразить, какую роль будет иметь Россия при принятии решений.
Однако коммюнике было сведено к общим словам. В нем говорилось, что министры договорились о "придании нового импульса и новой сути нашему партнерству, с целью учреждения, совместно с Россией, нового совета НАТО-Россия, для того, чтобы находить и использовать возможности для совместных действий в качестве двадцатки".
Дипломаты заявили, что эта формулировка является лучшей, на которую можно было рассчитывать, принимая во внимание напряженные споры по поводу России, проходившие в последние несколько дней. В конце концов, объяснили они, Николас Бернс (Nicolas Burns), посол США в НАТО, объяснил остальным восемнадцати послам, почему Альянс должен притормозить создание нового форума НАТО-Россия.
"Администрация неожиданно испугалась России, - сказал один натовский дипломат. - Пентагон и некоторые чиновники Совета национальной безопасности посчитали, что НАТО действует слишком быстро по отношению к Москве, и что Россия может в действительности получить право вето, которое сможет нейтрализовать действия Альянса".
Данный Вашингтоном задний ход является неудачей для президента Джорджа Буша (George W. Bush) и государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell). Они хотели быстро закрепить новое партнерство НАТО и России после недавнего успешно прошедшего саммита в Кроуфорде, штат Техас.
Идея заключалась в том, чтобы вознаградить президента России Владимира Путина за его сильную поддержку ведущейся администрацией борьбы с терроризмом и войны против движения "Талибан" в Афганистане. Однако высокопоставленные дипломаты сообщили, что резкое изменение позиции Вашингтона также является "пощечиной" Тони Блэру (Tony Blair), премьер-министру Великобритании и верному стороннику г-на Путина.
В прошлом месяце г-н Блэр удивил послов в НАТО письмом, в котором он призвал Альянс учредить новый Совет Россия-НАТО. Предполагалось, что этот Совет будет состоять из девятнадцати послов стран - членов НАТО и посла России. Идея заключалась в том, что Р-НАТО, как назвал этот Совет г-н Блэр, предоставит России слово при принятии определенных решений, касающихся, например, совместных учений, проблем нераспространения (ядерного оружия и материалов - прим. пер.) и борьбы с терроризмом.
Действительно, эти вопросы поднимались во время визита генерального секретаря НАТО лорда Робертсона (Robertson) в Москву в прошлом месяце, в ходе которого он встречался с г-ном Путиным, министром обороны России Сергеем Ивановым, и министром иностранных дел России Игорем Ивановым, который посетит штаб-квартиру НАТО в пятницу.
Г-н Блэр даже предположил, что на запланированной на четверг встрече министров иностранных дел стран - членов НАТО и на встрече министров обороны, которая пройдет немного позднее в декабре, будут окончательно обговорены подробности. План предусматривал, что Постоянный объединенный совет, созданный в 1997 году как форум, состоящий из девятнадцати послов НАТО плюс один представитель России, будет постепенно модернизирован (в форум двадцатки - прим. пер.).