По мнению Валютного союза, в связи с появлением евро почти во всех странах к первому января 2002, освобождается свободное место для ведения новой экономической политики в Европе. Теоретически, речь идет о расширении на Восток, десять стран уже прошли предварительный отбор для вступления в Европейский союз. Но, в связи с кризисом международных отношений, спровоцированном терактами 11 сентября, есть риск изменения расписания, содержания и стратегии главных действующих лиц ЕС.
Таково заключение многих специалистов, которые собрались в Берлине в середине ноября 2001 в Институте Аспен.
Этот институт был создан в Колорадо сразу же после окончания Второй мировой войны. В его задачу входило построение новой системы отношений между США и побежденной Германией. Эти отношения, приходившие в норму уже в ходе холодной войны, и установившиеся после реконструкции Германии, вдруг показались мало приоритетными для американской внешней политики после 11 сентября. Но какова была бы ситуация, если бы Россия, при посредничестве со стороны Германии, вплотную приблизилась бы к вступлению в Европейский Союз?
Если Германия при канцлере Шредере (Schroder) желает приобрести большее политическое и дипломатическое признание, то одним из средств достижения этого могло бы стать усиление связей с Россией. По мнению бывшего министра иностранных дел Польши Бронислава Геремека (Bronislav Geremek), 11 сентября Россия получила чувствительный удар и Владимир Путин "взял на себя смелость построения новой формы отношений с США и странами НАТО". Со дня своего избрания Путин все более увеличивает число обращений и других знаков внимания в сторону Запада. Тому пример - его выступление на немецком языке перед Бундестагом в сентябре. Кажется, что в глазах Запада Россия наконец-то обретает достаточную политическую стабильность, даже несмотря на то, что эта стабильность достигается действиями бывшего коммуниста.
Экономическая ситуация стала улучшаться, после почти десятилетнего кризиса, после распада СССР. После двукратного падения уровня производства в результате распада Советского Союза, в 2000 году зафиксирован 5% экономический рост. В 2001 году этот показатель может быть не таким высоким. Но долгий путь реформ России лучше пройти с Путиным, при нем русская экономическая политика выглядит более привлекательной для потенциальных иностранных инвесторов. Оставив в стороне США , Германия далеко опережает другие Европейские страны по инвестициям в российскую экономику, ее доля составляет 13%; торговый оборот между двумя государствами вырос на 60% в течение первого полугодия 2001. Сейчас велика убежденность в том, что Москва сможет преодолеть трудности ближайшего будущего.
Чтобы улучшение ситуации продолжалось, необходимо наилучшим образом вписаться в западную экономику. Российский рынок, в большой степени закрытый, пока играет только второстепенную роль. Москва не принадлежит ни к одной из коммерческих организаций, рассеянных по всему миру. Трансформация "большой семерки" в "большую восьмерку", в которую Россия вошла в 1996 году, во многом формально. Выплаты по внешнему долгу до сих пор является ключевым вопросом в переговорном процессе. "Германия, главный кредитор, весьма заинтересована в возмещении долга, чтобы признать Россию равным партнером", - отмечает экономист Татьяна Есаню (Tatiana Esanu).
Но многие эксперты говорят о том, что сценарий российско-германского сближения еще далеко не ясен: "Поддержка антитеррристической операции - смелое решение,НО она еще не означает поддержки России", - отмечает Константин Эггерт (Konstantin Eggert), корреспондент Би-Би-Си в Москве. Сближение с НАТО, уже упоминаемое, в основном расценивается как преждевременное. Что касается вступления России во Всемирную торговую организацию, к которой недавно присоединился Китай, не кажется актуальной темой. Участие России в мировой экономике очень мало, если не считать энергетической сферы.
Если быть кратким, Институт Аспен подчеркнул, что "Россия со дня на день станет весомым партнером на час, именно потому, что обладает знанием региона, где происходит конфликт". Как заметил Б. Геремек, в последние годы, до 11 сентября "мир сильно изменился, но мы этого не знаем". Роль Германии за Атлантикой состоит в приобретении нового партнера - России, и в лучшем использовании ее экономики, находящейся в переходном состоянии. По мнению бывшего президента Германии Рихарда фон Вайцзекера (Richard von Weizsaker), вступление России в НАТО является ключом к прочности этой организации в будущем.
Нет уверенности в том, что Германия обладает достаточными средствами для проведения стратегии сближения России и Европы; нет уверенности и в том, что доверие к России имеет под собой достаточные основания. Но идея о перестройке системы отношений между Европой и Америкой, благодаря попыткам Германии сблизить Европу и Россию, заслуживает изучения.