Судя по всему, с созданием "Конвента" лабиринты европейских институтов и органов станут совершенно прозрачными. Это будет собрание, которое займется подготовкой заседания, на котором должен быть заключен конституционный договор. Однако на самом деле этот Конвент мог бы вызвать настоящую революцию: впервые за полвека европейское сообщество пришло к мысли о принятии настоящей конституции с четким разделением властных полномочий и указанием их рамок между Брюсселем и государствами-членами Союза. С принятием ее начнется реформа правовых норм и существующих решений.
Конвент, это слово отдает монастырским уединением и аскетизмом. Однако некоторые политики в Брюсселе приходят от этого понятия в восторг. "Мы хотим сделать работу ЕС более демократичной, прозрачной и эффективной", - восторженно говорит бельгийский председатель Совета Гуй Ферховштадт (Guy Verhofstadt), который в эти дни агитирует за свою широко масштабную идею создания конвента в европейских столицах.
Время торопит. Если Европа не желает стать неуправляемой после приема в ЕС, по меньшей мере, десяти новых членов, а это произойдет в 2004 году, должны быть выработаны строгие процедуры и договора. Последняя неразбериха с голосованием, конфликты между представителями стран, возникавшие по причинам разницы в интересах на саммите в Ницце в 1999 году, показали, что возможности эффективной работы традиционных конференций глав правительств исчерпаны, поскольку стало невозможным добиваться консенсуса. По этой причине с начала следующего года и до очередного саммита в 2004 году Конвент должен внести такие изменения в Договор, подписанный в Ницце, и подготовить такую конституцию, которые бы позволяли главам правительствам принимать конкретные решения.
Когда главы государств и правительств соберутся 14-15 декабря на ежегодную встречу в верхах в замке Laeken, некоторым из них придется постараться каким-то образом сузить масштаб предложений, где это они считают необходимым. В ином случае, председатель Совета Ферхофштадт будет настаивать при поддержке председателя Комиссии Романо Проди (Romano Prodi) на принятии своей идеи в полном объеме. Предполагается, что в Конвент должны входить 15 представителей правительств, один представитель Комиссии ЕС, а также 16 депутатов Европейского парламента и 30 депутатов национальных парламентов. В равной мере в нем должны быть представлены и страны-кандидаты на вступление в ЕС. С тем, чтобы увеличившийся Союз оставался дееспособным, право национального вето бельгийцы передают Совету. К этому, они думают о том, чтобы председатель Комиссии избирался впредь не Советом, а европейским парламентом, который должен получить в будущем более широкие полномочия. Особенные возражение у глав правительств может вызвать требование относительно того, что конституционный конвент проясняет властные полномочия между законодательными и исполнительными органами. Тем самым, Совет как исполнительный орган лишается возможности претендовать на принятие решений в отношении своих же собственных законов. Ферхофштадт ставит под сомнение даже пост председателя Совета, который меняется каждые полгода.
Однажды Конвент уже подготовил к саммиту в Ницце в 1999 году своевременно и с большим успехом европейскую Хартию основополагающих прав. Может быть исходя из этого опыта, канцлер Шредер (Schroeder) не замедлил согласиться "по всем пунктам" с Ферхофштадтом, находившимся на прошлой неделе с визитом в Берлине. Однако в Великобритании и в Скандинавии бельгийцы натолкнулись на сопротивление. Яблоком раздора стала кадровая проблема. Президент Конвента должен быть выходцем из Европейского Совета. Из глав правительств упоминается десяток имен, начиная от голландца Кока (Kok) и люксембуржца Сантера (Santer) и кончая финном Ахтисаари (Ahtisaari). Наиболее перспективными кандидатурами являются два француза: бывший президент страны Жискар д"Эстен (Giscard d"Еstaing) и бывший председатель Комиссии ЕС Жак делор (Jacques Delors).