Самый ревностный противник сокращения экспорта российской нефти имел все основания улыбаться, потягивая шампанское на дипломатическом приеме в среду вечером, через несколько часов после того, как его правительство под давлением стран ОПЕК втрое сократило планируемый экспорт нефти.
Михаил Ходорковский, глава Юкоса - второй нефтедобывающей компании в стране, предостерег, что значительное сокращение экспорта несправедливо, стратегически недальновидно и чревато потерей рабочих мест для его компании.
Однако решение о сокращении экспорта нефти на 150 тысяч баррелей в день, о котором объявил российский премьер-министр Михаил Касьянов, Ходорковский и его конкуренты восприняли с легкостью. Московская брокерская компания Объединенная финансовая группа назвала это событие "виртуальным сокращением", поскольку оно позволило России получить "рекламную выгоду" из традиционного зимнего сокращения производства нефти. Это решение также явилось результатом широкого консенсуса между государством и нефтяными компаниями, которые не всегда сходились в своих взглядах.
Само по себе производство нефти в России сократится всего лишь на 5% от общего объема. Кроме того, сокращение планируется только на первый квартал следующего года и, практически, идентично тому снижению экспорта, которое традиционно происходит в этот период каждую зиму. Это снижение отражает неблагоприятное влияние сибирской зимы на уровень добычи нефти, трудности транспортировки нефти за границу из замерзающих портов во время постоянных штормов. Кроме того, в этот сезон возрастает потребность в нефтепродуктах внутри страны.
Кроме того, новое обещание не касается сокращения экспорта переработанной нефти. Поэтому, российские компании скорее всего начнут перекачивать больше нефти на внутренние перерабатывающие заводы. В четверг брокерская компания Ренессанс Капитал предостерегла, что это может привести к опасному снижению цен внутри страны. Хотя нефтепроизводящие компании будут продолжать экспорт переработанной продукции, в то время как большая часть нефти будет храниться на складах.
В любом случае Юкос будет чувствовать в сложившейся ситуации лучше, чем большинство его соперников. Многие аналитики считают, что, имея достаточно сбережений и низкие цены на добычу, эта компания может начать ценовую войну, пожиная доходы, но не увеличивая производство, так как ОПЕК вынудило Россию снизить экспорт, не учитывая растущие годовые доходы российских компаний-нефтепроизводителей.
В четверг ТНК была единственной компанией, которая придерживалась умеренной позиции, поскольку сокращение нефтедобычи означает для нее снижение уровня инвестиций в будущем году. Кроме того, представители этой компании указывали на важность согласования планов по сокращению нефтедобычи с политикой компании. Однако Ренессанс настаивает на том, что, учитывая высокий уровень долгов компании, она, вероятно, вынуждена будет пойти на уступки.
На макроэкономическом уровне Россия находится в такой же ситуации, что и Юкос. Хотя страна находится в высокой зависимости от доходов, которые приносит экспорт нефти, эта зависимость все равно гораздо меньше, чем аналогичный показатель у ведущих стран-членов ОПЕК. Одновременно она накопила значительные ресурсы при весомой прибавке для бюджета.
Кроме того, некоторые специалисты и среди них Андрей Илларионов, советник президента Владимира Путина по экономическим вопросам, убеждены в том, что снижение цен на нефть будет благом для России, поскольку оно уменьшит степень удовлетворенности положением дел в стране и повысит конкурентоспособность нефтяной промышленности.
В то время как одни российские политики обеспокоены тем, что, сопротивляясь давлению ОПЕК, Россия бросает вызов своим ближневосточным союзникам, другие полагают, что резкое увеличение цен чревато экономическим спадом для новых партнеров в США и Западной Европе.
Когда в прошлом году президент европейской Комиссии Романо Проди (Romanо Prodi) выдвинул идею партнерства Евросоюза с Россией в сфере энергетики, которое включало бы долгосрочные поставки газа, нефти и электричества в Европу, это казалось утопией.
Сейчас, во время появившейся нестабильности на Ближнем Востоке и нового энтузиазма Запада по отношению к России, временное и небольшое сокращение объемов экспорта нефти позволит таким компаниям, как Юкос продолжить инвестиции в новое производство, которые помогут создать другие отношения с Западом.
Ходорковский подчеркивает необходимость установления долгосрочных, стабильных контактов с Европой, которые были бы более тесными, чем с аналогичные отношения с поставщиками Ближнего Востока. У нас другие интересы и ментальность, - говорит он. - Нам не следует присоединяться к ОПЕКу."