Москва - Осуществленная в выходные поездка государственного секретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), прибывшего вчера в Москву на переговоры с президентом Владимиром Путиным, заставила Кремль понервничать из-за долгосрочных целей Соединенных Штатов в регионе, который Россия рассматривает как территорию своего влияния.
В центре внимания визитов г-на Пауэлла в ключевые государства Узбекистан и Казахстан были практичные вопросы, например, открытие воздушных маршрутов в Афганистан и сотрудничество в восстановлении этой разрушенной войной страны.
Однако растущее американское присутствие и постоянные упоминания г-на Пауэлла о том, что эти удаленные республики являются сейчас важными союзниками США в войне с терроризмом, дают основание думать о серьезных изменениях будущего геополитического ландшафта. "Я уверен, что у нас могут быть более хорошие отношения с этими странами без того, чтобы это вызывало беспокойство русских", - сказал г-н Пауэлл журналистом перед прибытием в Узбекистан, где с сентября размещаются более тысячи американских военнослужащих.
Многие российские эксперты не так в этом уверены. Они говорят о беспокойстве, вызванном растущим американским военным присутствием - в воскресенье Казахстан присоединился к Узбекистану и Таджикистану в деле предоставления Соединенным Штатам военных баз для американских сил, воюющих в Афганистане - а также об опасениях, что Вашингтон осуществляет деятельность, направленную на то, чтобы отрезать Россию от обширных запасов нефти и газа этого региона.
"Вся ситуация выглядит так, как будто американцы намерены остаться в Средней Азии, - говорит Сергей Казеннов, эксперт независимого московского Института национальной безопасности и стратегических исследований. - Растет чувство, что Соединенные Штаты используют трагедию 11 сентября не только для того, чтобы наказать террористов, но и для того, чтобы расширить свое влияние".
На переговорах с узбекским руководителем Исламом Каримовым г-н Пауэлл получил согласие на открытие знаменитого моста в приграничном городе Термез, по которому будут осуществляться поставки помощи. У г-на Каримова есть и другие карты: он является давним союзником афганского генерала Рашида Дустума (Rashid Dostum), этнического узбека, который до сих пор отказывается признать новое совместное правительство.
"Режим Каримова очень нестабилен, и поэтому он ухватился за представившуюся после 11 сентября возможность создать альянс с Соединенными Штатами двумя руками, - говорит Мария Подкопеева, аналитик Экспериментального креативного центра, московский эксперт по внешней политике. - Это очень сложные, быстро меняющиеся взаимоотношения, и вы можете быть уверены, что Россия очень внимательно следит за развитием событий".
В Казахстане Пауэлл с президентом Нурсултаном Назарбаевым вел переговоры о сотрудничестве в военной сфере и о нефтепроводах. США поддерживают строительство нефтепроводов, которые свяжут обширные каспийские и среднеазиатские запасы нефти напрямую с мировыми рынками без использования существующей российской сети. Россия может потерять транзитные выплаты, которые в приближающиеся десятилетия могут достигать десятки миллиардов долларов.
Главный маршрут, который рассматривается Соединенными Штатами, будет проходить из Баку, столицы Азербайджана, через неспокойный южный Кавказ и Турцию в средиземноморский город Джейхан. Американские нефтяные компании говорят также о нефтепроводе через Афганистан и Пакистан к Аравийскому морю. "Эта идея никогда не казалась реальной, так как Афганистан очень неспокоен, - говорит Вячеслав Белокренитский, региональный эксперт московского государственного Института международных отношений. - Однако если мы говорим о постоянном военном присутствии США в регионе для обеспечения стабильности, то как знать?"
Американо-российские связи значительно потеплели после того, как президент Путин позвонил г-ну Бушу 11 сентября для того, чтобы выразить свою полную поддержку глобальной войне с терроризмом.
Г-н Пауэлл сегодня встретится с г-ном Путиным, чтобы поддержать это сотрудничество и обсудить ряд стратегических вопросов. Москва расстроена задним ходом, который дали Соединенные Штаты в отношении Совета Россия-НАТО, созданного для осуществления совместной деятельности в сфере борьбы с терроризмом, сдерживания распространения оружия массового поражения и миротворческих операций в горячих точках наподобие Афганистана. В последний момент США отказались предоставлять России право вето в Совете.
Кремль также разочарован продолжающимся стремлением Америки разорвать Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, чтобы получить возможность создавать противоракетный щит. Достижение договоренности по данному вопросу "все еще является для нас задачей", сказал г-н Пауэлл вчера журналистам.
Однако подозрения по поводу возрастания американского влияния в Средней Азии может омрачить долгосрочное партнерство с Россией. Всего десять лет назад пять государств этого региона были частью военной и экономической системы Советского Союза, а в Казахстане располагались сотни советских межконтинентальных баллистических ракет и главный космодром страны. После распада Советского Союза Россия предпринимала значительные попытки восстановить общую зону безопасности региона под руководством Москвы, однако не добилась полного успеха.
"Кризис 11 сентября привел к изменениям в регионе, к которым Россия была не готова, - говорит Виталий Пономарев, эксперт независимого аналитического центра "Панорама". - Узбекистан уже давно устал от руководящей роли России, и воспользовался шансом, чтобы ввести в игру Соединенные Штаты".
Россия приняла военное проникновение США на свои бывшие территории из-за общих интересов, заключающихся в сокрушении экстремистского движения "Талибан" и в обуздании терроризма и распространения наркотиков. Однако сейчас, когда война идет на убыль, действия Соединенных Штатов могут быть по-другому рассмотрены в Москве. "Руководство России очень чувствительно относится к тому, что происходит в Средней Азии, - говорит г-н Белокренитский. - Россия в первую очередь обращает внимание на доступ к природным ресурсам Средней Азии, и на национальный престиж, связанный с нашими историческими позициями в регионе. Это может и не быть главным вопросом между Москвой и Вашингтоном, однако то, как развиваются события в Средней Азии, будет показательным для судьбы отношений в целом", говорит Белокренитский.
"Многие в Москве надеются, что Соединенным Штатам хватит мудрости радикальным образом сократить или совсем отказаться от военного присутствия в Средней Азии после того, как они достигнут своих целей в Афганистане. Иначе, это будет постоянным камнем преткновения в наших отношениях".