После 11 сентября российский президент Владимир Путин энергично поддержал войну Соединенных Штатов Америки в Афганистане, сделал беспрецедентные предложения Организации Североатлантического договора (НАТО), предложил русские вакцины для борьбы с распространением в Америке сибирской язвы, закрыл свой разведывательный центр на Кубе и провел ночь на ранчо американского президента Буша-младшего (George W. Bush). Но в одном вопросе быстро развивающихся американо-российских отношений Москва не проявляет признаков уступчивости: по Ирану. В то время как администрация Буша-младшего неоднократно выражает в этой связи свою озабоченность, Россия расширила свои военные и экономические связи с Тегераном, несмотря на то, что официальные представители американских и израильских разведывательных служб считают, что российская помощь критически важна Ирану для разработки ядерного оружия.
Бренда Шаффер (Brenda Shaffer), руководитель программы изучения Каспия в Гарвардском университете и автор недавнего исследования по проблеме российско-иранских отношений, сказала, что эти два государства имеют не только общую границу, но и одинаковые взгляды на значительное число стратегических проблем, в то время как для Соединенных Штатов "Иран навсегда останется второстепенной страной". "Иран для России - как Мексика для нас, - сказала мисс Шафер. - Нам придется предложить Москве сильные побудительные мотивы для изменения этих отношений, а у нас таких мотивов в действительности нет".
Дмитрий Саймс (Dmitri Simes), президент вашингтонского Центра им. Никсона (Nixon Center), сказал, что по самым разнообразным вопросам, от трубопроводных маршрутов до исламского фундаментализма, "Россия считает Иран хорошим гражданином мира". "Россияне в общем и целом не приемлют американской оценки Ирана как угрозы, поскольку их опыт с Тегераном совершенно иной", - сказал он.
Ожидается, что вопрос о российско-иранском сотрудничестве вновь всплывет на поверхность, когда государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) прибудет сегодня в Москву для переговоров. Ранее в этом месяце официальные представители США сказали корреспонденту агентства "Reuters", что готовы наложить на Россию санкции за, как полагает Вашингтон, оказание Тегерану помощи в его усилиях по разработке ядерного оружия. В частности, американские специалисты по нераспространению (оружия массового поражения - прим. пер.) выражают озабоченность в связи с тем, что сделка России, предусматривающая строительство атомного реактора в районе города Бушер, на берегу Персидского залива, позволит ускорить выполнение иранской программы разработки ядерного оружия, которое может быть создано в ближайшие 4-9 лет.
Несмотря на примирительный тон в переговорах по другим вопросам, г-н Путин категорически отверг американскую критику отношений его страны с Тегераном и отрицал, что проект строительства атомного реактора может быть использован в военных целях. "Это легенда, не имеющая ничего общего с реальностью, - сказал российский президент корреспонденту агентства "ABC News" в прошлом месяце, накануне своей поездки в Соединенные Штаты. - Мы продаем Ирану обычные вооружения. Но мы никогда не продавали Ирану ничего такого, что помогло бы ему в разработке ракет или оружия массового поражения".
Несмотря на признаки некоторого потепления в отношениях с момента террористических нападений на Америку 11 сентября, Вашингтон по-прежнему числит Иран в списке государств - спонсоров терроризма, а прямые контакты между двумя правительствами являются минимальными после иранской революции 1979 года и захвата воинствующими исламистами посольства США в Тегеране.
В противоположность этому, отношения между Тегераном и Москвой отмечены целой серией важных событий с тех пор, как в декабре 2000 года Москва объявила, что выходит из заключенного 5 лет назад с администрацией Клинтона (Clinton) конфиденциального соглашения, по которому она взяла на себя обязательство не продавать Ирану обычных вооружений. Россия и Иран подписали договор о военном сотрудничестве, который поможет страдающей от безденежья российской оборонной промышленности получить экспортные заказы на сумму около 300 млн. долл. США. В прошлом месяце российские газеты писали о том, что Тегеран согласился купить 30 транспортных вертолетов, которые могут быть использованы для решения военных задач. Сделки такого рода важны для обеих стран, несмотря на напряженность, которые они влекут для их отношений с Вашингтоном. Тегеран все еще пытается воссоздать свои вооруженные силы после огромных потерь в ирано-иракской войне 1980-х годов. Россия очень нуждается в деньгах, чтобы оплатить модернизацию собственных вооруженных сил.
В отличие от военных и разведывательных баз за рубежом, которые г-н Путин недавно закрыл во Вьетнаме и на Кубе, "Иран для России означает реальные деньги", отметил г-н Саймс. "Мы требуем от россиян пожертвовать очень выгодными в финансовом плане отношениями, чтобы предотвратить угрозу, которой они не видят", - сказал он. Иран и Россия оба поддержали Северный альянс в его борьбе за власть в Афганистане, и эти две страны разделяют подозрительность в отношении роли Пакистана в данном регионе. Кроме того, эти две страны взяли на себя ведущую роль в деле достижения компромиссного решения по вопросу о распределении водных, нефтяных и газовых ресурсов Каспийского моря, и Иран разделяет российские подозрения в отношении того, что поддерживаемый Соединенными Штатами проект трубопровода из Азербайджана в Турцию имеет целью обойти территорию обеих стран.