Это напоминает дежа-вю. Несколько месяцев спустя после принятия решения о новом расширении НАТО, Запад старается успокоить Москву. Уже в 1997 году, после принятия в НАТО Польши, Венгрии и Чешской республики изобрели объединенный Совет НАТО-Россия. Это была идея Франции, чтобы показать Борису Ельцину, разгневанному натовским экспансионизмом, что Запад не имеет дурных намерений в отношении посткоммунистической России. Напротив, страны Запада были готовы обеспечить совместную работу и наблюдение за европейской безопасностью. В тоже время, Совет основан на двусмысленности. 16 членов НАТО превратились в 19, дозволили России право наблюдателя, тогда как русские надеялись получить право вето. Русские осознали свою ошибку в марте 1999 года, когда НАТО приняло решение о бомбардировке Сербии, несмотря на то, что Россия отреагировала отрицательно. Больше года отношения Россия-НАТО были на нуле. Совет больше не собирался. Москва отозвала своего представителя в Североатлантическом Союзе.
Недовольство со временем прошло, но "компенсации", предусмотренные в 1997 году были недостаточными доля Москвы, даже при условии "обновления" Совета. Поэтому проглотить вторую волну расширения НАТО будет для России еще тяжелее. На настоящий момент не принято никаких решений, хотя президент Джордж В. Буш (George W.Bush), будучи весной в Варшаве, напомнил, что все демократические страны Европы, если пожелают, имеют право стать членами Альянса. В списке кандидатов фигурируют страны Балтии, которые не только входили в Варшавский договор, как страны Центральной Европы, но были Республиками СССР, хуже того, провинциями царской России. Как в конце 90-х, когда Кремль дышал попеременно то холодом, то жаром, принимая в один день то, что отвергал на следующий, иногда признавая право за любым государством вступать в союзы, чтобы назавтра заявить, что вступление в НАТО стран Балтии - сущая провокация.
Спустя несколько месяцев, западные руководители приступили к выработке идей, которые позволили бы осуществить новое расширение НАТО, за счет семи стран-кандидатов, попавших в список в 1999 (три балтийские страны, Словения, Словакия, а также Болгария и Румыния, - объект пристального внимания со стороны Франции). Заручившись поддержкой США, британское правительство недавно предложило ("Le Monde" 19 ноября) создать новый форум, который заменит Совет НАТО-Россия. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson), бывший министр обороны Великобритании, сделал Москве такое предложение. В новой инстанции Россия будет на равных с членами НАТО, будут обсуждаться предметы, составляющие общий интерес: борьба против терроризма и сокращение оружия массового поражения, модернизация оборонной политики и т.д. Лорд Робертсон уточнил, что Москва не будет обладать правом вето на решения Североатлантического альянса, но, в случае несогласия с Россией НАТО будет собираться специально. Создание такого форума - качественный скачок в отношениях Запада и России.
Тем более, что международная ситуация не такая, как в конце 1990-х. Речь идет не только о том, чтобы задобрить Россию. Нужно определить рамки европейской безопасности после того, как теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне изменили весь расклад. С одной стороны, Владимир Путин без колебаний присоединился к антитеррористической коалиции; с другой стороны, НАТО показала свою неподготовленность перед лицом новых угроз. Перспективы сближения России и НАТО, даже гипотетическое вступление России в НАТО, возникли задолго до 11 сентября. Джордж Буш и его русский коллега перебрасывались подобными идеями начиная с их первой встречи в Любляне, весной. Но после 11 сентября, они нашли общего врага - международный терроризм.
НАТО, со своей стороны, попыталась привыкнуть к условиям международного кризиса, спровоцированного разрушением Мирового Торгового Центра. Впервые в истории Союза, даже сослались на 5-я статью Атлантической хартии, по которой каждый член союза должен прийти на помощь союзнику, подвергшемуся агрессии. Парадоксально, но ссылка на эту статью, так и не приведенную в действие, возможно, стала лебединой песней этой хартии. Поскольку, эффекта не последовало. США приняли признания солидарности, но воздержались от помощи НАТО, в своей войне против Бен Ладена (Ben Laden) и сети Аль-Каида, чтобы избежать дискуссий с партнерами. Урок Косово пошел впрок. Лорд Робертсон приложил все усилия, чтобы определить роль НАТО в операции. Его постигла неудача. В минуту опасности предпочли коалиции, цели которой были бы изменчивы, постоянный союз, со строгой субординацией.
Трансформироваться, чтобы выжить.
НАТО должна найти себе другие поводы для существования В 1990 годы к мерам коллективной безопасности против Восточного врага, который исчез с окончанием холодной войны, были добавлены миротворческие миссии. Эти миссии вступят в силу, начиная с 2003 года, с момента начала действия проекта общей безопасности ЕС. Что остается НАТО, как не поворот в сторону России, интеграции в новые институты, трансформации в целях выживания. Если европейская безопасность не может больше осуществляться в противостоянии с Востоком, а только в союзе с ним, то больше нет необходимости в чисто западной организации, наследнице эпохи "холодной войны". Парадокс состоит в том, что включение России в НАТО, происходит в качестве компенсации слияние с НАТО стран, которые требуют от союза гарантий против┘ России.
Владимир Путин кокетничает. Он не спешит принять предложений лорда Робертсона. По его словам, Россия не хочет стоять в очереди на вступление в НАТО. Эту фразу можно понять двояко: или Россия не хочет вступать в НАТО, или она не хочет стоять в передней, как любая нормальная восточноевропейская страна. Кремлю ждет, требует уточнений и гарантий, чтобы не оказаться этажом ниже других членов НАТО. Но в Кремле прекрасно знают, что британские предложения отвечают давним помыслам России: постройка паневропейской системы безопасности, в которую страна бы вошла на полных правах. Создание ОБСЕ было первой попыткой в этом направлении, но Россия получила там представительство, ничем не отличающееся от представительства любой маленькой страны. НАТО может стать либо целиком политической организацией, либо военным крылом ОБСЕ, где за "великими" будет последнее слово.
У России нет резона отказываться от этого предложения. А у НАТО в ближайшем будущем не останется иного выбора, как открыть двери перед прежним врагом, чтобы существовать и дальше.