Владимир Путин хочет возродить Великую Россию. Ради достижения своей цели он встал на сторону Буша в войне против терроризма. Его личная ставка, и многие из его советников не разделяют этого мнения. Его это не волнует, Екатерина Великая - пример для него.
Куда идет Владимир Путин?
И кто такой Владимир Путин? Между этим первым, актуальным после нападений 11 сентября, и вторым, столь беспокоившим Запад в конце 1999 года, вопросами пролегли почти два года жизни общественного деятеля, который учился быть шпионом и оставаться незамеченным, и государства, в поисках самого себя, после произошедших радикальных политических, экономических и географических изменений.
Портрет этого 49-летнего человека со скромной улыбкой и вечно настороженным взглядом, еще не закончен, но штрихи к нему продолжают добавляться, с того самого дня, когда уставший Борис Ельцин назвал его своим дофином и до момента, в который Путин позвонил американскому президенту Джорджу Бушу (George W. Bush), чтобы поддержать его.
Террористы, разрушившие башни-близнецы в Нью-Йорке, подорвали также и одну из опор, на которых держалась внешняя политика и официальная доктрина безопасности России, а точнее - основание международного многополярного устройства как альтернативы существования другого порядка, основанного на главенстве Вашингтона. Путин понял, на что ему намекает дилемма, которую Буш поставил перед миром ребром: либо встать в один ряд с Соединенными Штатами и странами с ценностями Запада, либо оказаться на стороне маргиналов и отчужденных.
Путин, не слишком хорошо относящийся к преждевременным решениям, уехал на несколько дней в отпуск в Сочи. После возвращения с Черного моря он собрал Госсовет и руководителей парламентских фракций Государственной Думы и дал им слово. "Восемнадцать выступили за сохранение нейтралитета; один в поддержку талибов и двое за альянс с Западом", - вспоминает Григорий Явлинский, один из тех политиков, что выступили на том заседании в поддержку про-западного курса. Другим был Борис Немцов, возглавляющий Союз Правых Сил. Явлинский полагает, что "в противовес желанию большинства Путин остался при том решении, которое уже принял". Явлинский и Немцов согласны в том, что поворот внешней политики России в сторону Запада является одним из самых важных решений президента. После эпохи продолжительного кокетства, приведшей к потере Кубы и Южной Кореи, Путин сделал более ясную ставку. С ней связаны все его главные чаяния: модернизация российского государства и его включение в союз избранных стран, принимающих важные решения. В этом повторении пути, проложенного Михаилом Горбачевым в восьмидесятых годах и продолженного Ельциным, Путин надеется избежать поражений, допущенных двумя его предшественниками. По сравнению с первым, у него есть преимущество - он более методичен и прагматичен. По сравнению со вторым - он более рационален и предсказуем. А от обоих он отличается тем, что пришел к власти как чиновник с ограниченным полем зрения, а не как политик широких взглядов. Это может быть неудобством, но, в то же время, и преимуществом. "России необходим исполнитель, она нуждается в немецком характере, в ком-то, кто позволит научиться работать эффективно, кто позволит установить порядок и создать государство и общество, в котором сегодня нет ничего, кроме территории и людей", - говорит Михаил Кожокин, редактор влиятельной газеты Известия. Кожокин убежден в том, что в России необходимы пять лет монотонной систематической работы.
Сейчас, когда близится переход через экватор его четырехлетнего мандата, президент, похоже, чувствует себя с каждым днем все более удобно, пытаясь разрешить свалившиеся на него внезапно, как чересчур большое покрывало, проблемы, последовавшие за его избранием в марте 2000 года. Условия, благодаря которым произошла передача ему власти от семьи Ельцина, это самый тщательно скрываемый секрет России, а при этом еще и пуповина, от которой он до сих пор так и не смог избавиться, несмотря на его, как говорят об этом в окружении президента, неоднократные попытки. Пытаясь определить природу этой связи, некоторые говорят о верности, а другие о зависимости от своего предшественника.
Изначально у Путина были сложности в понимании того, что ответственность, возложенная на него страной с такими патриархальными и авторитарными традициями, каковой является Россия, идет гораздо дальше простой бюрократической компетенции чиновника. Этому человеку, приученному скрывать свои эмоции, сложно было уловить моральные и чувственные струны роли отца нации. Гибель подводной лодки Курск в августе 2000 года стала для него тем же испытанием, что взрыв на атомной станции в Чернобыле для Горбачева в 1986 году.
Его первая реакция не могла быть более неуклюжей. В то время как Россия и весь мир пребывали в тревоге, президент остался в Сочи принимать солнечные ванны и поглощать шашлык с несколькими приглашенными, которые были удивлены тем, что он не отменил ранее назначенную встречу. Путин знал, что моряки с Курска уже мертвы, о чем он конфиденциально и сообщил своим гостям, но вовсе не торопился объявлять всем остальным, что спасти моряков невозможно. Не зная этой детали, многие назвали тогда Путина циничным и безразличным к человеческим переживаниям. Некоторые в окружении президента дают его поведению более банальное объяснение. Путин, сказал один человек, который предпочел остаться анонимом, тогда еще не понимал, что от него ожидают на новом посту, и отреагировал как профессиональный военный на происшествие, так же носящее характер профессиональный.
Но Путин смог вновь завоевать доверие своих соотечественников. Он приехал в закрытый город Видяево и принял на себя агрессию и боль родственников погибших. Он согласился с горькими истинами о катастрофическом состоянии российского флота и нищенском существовании его офицеров, но нашел и виновных, которые были для него удобны. Как и в других случаях он обрушил весь свой гнев на головы журналистов, "что кричат больше остальных и которые разрушали на протяжении десяти лет армию и флот, испытывающих сегодня нехватку людей". С тех пор как был усвоен урок Курска, он всегда первый реагирует на любую катастрофу, будь это разлив реки Лены в Сибири или нападение на башни-близнецы в Нью-Йорке.
К тому же он выполнил свои обещания. Вдовы погибших моряков получили денежные компенсации и квартиры, подводная лодка была поднята со дна моря, а тела погибших извлечены. Слово президента было "царским словом", но не законом, способным защитить многих других жертв, состоящих на службе в российском государстве. Путин включил чувства в свой официальный имидж, но демократического механизма, способного провести беспристрастное расследование, найти виновных в случившемся, а, если есть такая необходимость, то и наказать, как не было, так и нет. Как и в советские времена, дух корпоративности покровительствует высшим государственным и военным чинам. До сегодняшнего дня не было ни одного процесса, который смог бы продемонстрировать, что правосудие распространяется и на высокопоставленных коррумпированных чиновников.
Несмотря на свидетельства о зверствах, совершенных российскими войсками в Чечне, число осужденных за преступления против гражданского населения составляет 18 человек, среди которых только двое были офицерами, как сообщил в конце ноября помощник президента Сергей Ястржембский. Путин же, наоборот, использовал Генеральную прокуратуру для борьбы с теми, кто стал его главными политическими противниками, магнатами Владимиром Гусинским и Борисом Березовским. Непримиримая кампания по преследованию и уничтожению, развернутая против Гусинского, отвечала не только логике нетолерантности по отношению к независимым средствам массовой информации. Путин видел в Гусинском угрозу безопасности государства, в соответствии со своими личными и военными представлениями о такой безопасности. Некоторые полагают, что Путин не смог простить Гусинскому критического отображения каналом НТВ второй чеченской кампании - войны, на которой Путин заслужил свою популярность осенью 1999 года, когда был главой правительства России. Другие считают, что причиной его злопамятности стало бурлескное изображение его персоны в программе "Куклы" на этом канале.
Путин знает как использовать свое обаяние собеседника и обнаружить язвительное чувство юмора, но он плохо воспринимает шутки определенного типа, например те, что имеют отношение к государственному флагу России. Его патриотизм носит реставрационный характер, что привело к возвращению советского гимна, и характер примирительный. Его способность к самоконтролю, взращиваемая с детства в занятиях самбо и дзюдо, не всегда бывает достаточной, для того, чтобы скрыть внутреннюю неприязнь к таким персонажам, как Гусинский или грузинский лидер Эдуард Шеварднадзе, которого он воспринимает как соучастника преступлений воинствующих чеченских сепаратистов.
В шкале ценностей Путина государство стоит на первом месте. Путин видит самого себя верным слугой этого государства и до недавнего времени говорил о нем так, будто бы это существо стоящее выше общества и отличное от него. Тем не менее, в ноябре он высказал новую мысль: "Не может быть сильного демократического государства со слабым обществом, только полноценная жизнь общества может защитить государственную машину от инерции, а аппарат (государственный) от застоя". Хотя выводы делать еще рано, слова Путина, сказанные им перед представителями общественных организаций, выступавшими с сильной критикой в его адрес, могут означать, что культивируемая модель внутренней политики начинает себя исчерпывать, точно так же, как исчерпала себя старая внешняя политика. Управляемая демократия Путина была очень удобной конструкцией, составленной из прирученных организаций, выстроенных в вертикаль власти с верхушкой ее в Кремле. В поиске форм правления Кремль, обратившийся в определенное время к опыту Испании по переходу к демократическому правлению, направил свою любознательность на органическую демократию эпохи франкизма.
Идея уменьшить число переменных - политических партий, компетенцию губернаторов, количество каналов независимого телевидения - чтобы править с большими удобствами, не генерирует ту динамику перемен, что столь необходима России. Возможно, Путин чувствует это, но еще слишком рано говорить о том, стоим ли мы перед открытием эндогамной структуры или перед заменой элиты, связанной с Ельциным, на другую, связанную с Путиным, и состоящую прежде всего из выходцев из родного Санкт-Петербурга.
Олег Кисилев (Oleg Kisiliov), вице-президент Ассоциации Производителей и Предпринимателей России, полагает, что президент до сих пор не располагает действенными механизмами по формированию элиты на основе профессиональных качеств. "Механизм выбора элиты действует только в соответствии с приближенностью к лидеру, а не на основании профессионализма", - говорит этот предприниматель, являющийся членом небольшой группы, с которой глава встречается регулярно. Путин запустил в действие большее, чем того ожидал Кисилев, число реформ, среди них реформа фискальной системы, системы финансирования, реформа федеральной структуры, бюрократического аппарата, судебная реформа.
Президент, приехавший в Москву из Санкт-Петербурга в 1996 году, чтобы занять пост заместителя управляющего делами в Кремле, окружил себя земляками, с которыми сталкивался в различные периоды своей биографии. После 15 лет жизни. Проведенных на службе в Комитете Государственной Безопасности, пять из которых он провел в Германской Демократической Республике (1985-1990), Путин вернулся в Ленинград (сегодняшний Санкт-Петербург). Там он сначала работал в Государственном Университете (по-видимому, занимаясь вербовкой иностранцев на советскую службу шпионажа), а затем перешел на работу в мэрию, где курировал вопросы привлечения инвестиций в местную экономику, до тех пор. пока его покровитель и мэр Анатолий Собчак не потерпел поражения на выборах. Журнал Коммерсант Власть идентифицировал 33 питерцев, занимающих стратегические ключевые позиции в государственном аппарате. Среди них самый большой контингент (12 человек) составляют бывшие сослуживцы по КГБ. Другие группы состоят из бывших товарищей президента по учебе (четыре человека), работников мэрии Санкт-Петербурга (девять) и группы "просто земляков" из восьми человек. И таких еще много.
Схождение на берег питерцев в столице было воспринято с неприязнью московскими чиновниками. Питерцы занимают шикарные квартиры и общаются друг с другом так, будто бы они избранные изгнанники с севера в степи неприятеля. Москвичи, закаленные головокружительным ритмом жизни метрополии, смотрят на них, как на второсортных провинциалов, с большими запросами, также как и все остальные, алчущих получить свой кусок уже поделенного пирога. Источники, освещающие происходящее в политике и бизнесе, прогнозируют вероятные столкновения при условии, "что будет нарушено актуальное равновесие правящих элит". Анекдот, ходящий сегодня по Москве, дает очень четкое представление о роли питерцев с момента водворения Путина в Кремле: "Набитый битком автобус, один из пассажиров наступает на ногу другому. Пострадавший спрашивает: "Вы из секретных служб?". Наступивший отвечает отрицательно, даже не пошевелив при этом ногой. Пострадавший продолжает настаивать: "Вы из министерства внутренних дел?". "Нет", - получает он второй раз в ответ. "Вы из Санкт-Петербурга?", - "Нет". "Тогда, будьте любезны, уберите свою ногу", - отваживается наконец сказать пострадавший гражданин".
Похоже, что Путин не вполне доволен услужливостью своих земляков. Например, Алексеем Миллером, президентом Газпрома, компании-монополиста на рынке российского газа, который, согласно российским политическим источникам, оказался не на высоте возложенных на него обязанностей. С другой стороны, отношения Путина со своими единомышленниками по КГБ могут быть ослаблены по причины выбора нового курса. Александр Рар (Alexandr Rahr), автор биографии Путина, полагает возможным возникновение трещины между министром обороны Сергеем Ивановым и Путиным, подобно тем, что (с учетом необходимых поправок) появились, между Горбачевым и Егором Лигачевым, отвечавшим за коммунистическую идеологию. Эпоха перестройки, тем не менее, во многих аспектах была гораздо прозрачнее сегодняшней. Книга Рара, оригинал которой был опубликован в Германии, в русской версии появилась, лишившись своих самых критичных параграфов. Ответственные за это, устранили их по собственной инициативе, потому что, происхождение Путина до сих пор вызывает страх и уважение, в чем могла убедиться сама корреспондентка, встречаясь со многими людьми, не желающими "на всякий случай" быть упомянутыми в высказывании критических замечаний в адрес президента.
"Сильное государство" и "модернизация государства" - вот две составляющие системы ценностей Путина. К ним можно еще добавить некоторые другие ключевые идеи, как, например, верность, которая понимается президентом, как приверженность тому, что важно для него. Путин верен органам безопасности государства, куда он попал, направляемый новеллистической идеей шпионажа, и он хранит верность своим бывшим коллегам из служб безопасности Германии (Штази). Перед своей поездкой в Германию в прошедшем сентябре, он встретился с группой своих старых знакомых по Германской Демократической Республике, которых не следовало посещать во время официальной встречи. Впоследствии, в Дрездене, городе, где он прожил пять лет, Путин отказался удовлетворить любопытство федерального канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schroеder), который хотел узнать, что это были за немецкие гости. "Зачем мне рассказывать тебе это?" - был ответ Владимира его другу Герхарду. Путин покинул ГДР в январе 1990 года, после столкновений с манифестантами, которые воодушевившись падением Берлинской стены, пытались напасть на штаб-квартиру КГБ в Дрездене и сжечь все документы свидетельствующие о его шпионской деятельности.
Опыт службы в КГБ до сих пор является основополагающим в его характеризуемых военной инспирацией, методах работы, в его образе понимания мира, в его "инструментальном" подходе, который позволяет прибегать ко лжи, если конечная цель оправдывает это. В сентябре Путин сказал немцам, что "впервые в истории" затраты на образование превысят затраты на военные нужды в бюджете на 2002 год. Один лишь беглый взгляд, брошенный на бюджет, принятый во втором чтении, указывает на то, что затраты на оборону (немногим более 284000 миллионов рублей) значительно превышают затраты на образование (789000 миллионов рублей).
В первой части своего мандата Путин, похоже, понимал модернизацию, как процесс, ограничиваемый экономической реформой. Сейчас, когда положение в стране кажется более стабильным, предпринимательские круги, ранее настаивавшие на системе, вдохновленной Чили эпохи Пиночета (Pinochet), принимают идею демократизации, протекающей параллельно стремлению к развитию малых и средних компаний. Путин отделался от Бориса Березовского и Владимира Гусинского, двух олигархов, пытавшихся диктовать ему свою волю, и заключил соглашение с другими предпринимателями, готовыми подставить плечо в решение общего дела. Суть этого пакта заключается, по словам Кисилева, в том, что предприниматели платят налоги, а власть создает для них легальное поле деятельности. Путин, как вспоминает Кисилев, очень четко дал это понять на первой встрече. Они, что, полагали, что министерство внутренних дел будет вытаскивать им каштаны из огня, в то время, как голодающие рабочие будут выступать перед их фабриками? Путин, который не скупится на разговорные выражения, когда пребывает в состоянии раздражения или находится среди близких людей, сказал следующее: Вы, что, считаете, что русскому народу безразлично поведение этих олигархов, которые после раздела государственного имущества, направляли свои самолеты, полные проституток (блядей - в тексте употреблено слово "blyad" - прим.пер.) к Лазурному Берегу? Точность фактов, известных Путину о темных делишках некоторых предпринимателей, заставила не одного из них разинуть рот от удивления. В финансах Путин отнюдь не новичок, работа в мэрии Санкт-Петербурга была хорошей школой по изучению игры интересов, шантажа, влияния, убийств и давления со стороны мафии, правившей в девяностых годах. Со времен Санкт-Петербурга у Путина сохранились великолепные отношения с германскими коммерческими кругами. В июне 2000 года, на заседании берлинской Коммерческой Палаты, президент обменивался улыбками и заговорщическими взглядами с акулами индустрии. Чтобы соблазнить свою аудиторию, Путин работал и взглядом и телом, постоянно наклоняя его к собеседнику. В прошлом сентябре он продемонстрировал свои таланты, когда прочел доклад на немецком языке перед Бундестагом. Текст нес в себе большой груз фрейдизма, говорит один из хорошо относящихся к Путину людей. Можно даже сказать, что это было изумительное выступление. Путин вспомнил о принцессе Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстская, и после упоминания всех этих высокопарных немецких титулов, сделал паузу и добавил: "Русский народ звал ее матушкой, но в историю он вошла как Российская Императрица Екатерина Великая". В мифологии Владимира Путина, включающей в себя персонажей, начиная от князя Андрея Болконского и заканчивая Бэтменом, Екатерина Великая могла бы, пожалуй, занять ступень выше даже самого Петра I, потому что Петр был рожден русским, а Екатерина родилась немкой, и ее отношения с Россией были добровольной отдачей, которую Путин вновь хотел бы увидеть сегодня в Европе CCI-го столетия.