Новое сокращение ядерных арсеналов уже почти готово. Колин Пауэлл и Игорь Иванов намекнули вчера в Москве, что соглашение будет достигнуто во время встречи Буш-Путин в середине следующего года. Новое достижение и, тем не менее, очень отличное от других.
Россия и Соединенные Штаты подпишут, возможно в середине следующего года, соглашение, по которому их ядерные стратегические арсеналы будут сокращены с существующих на сегодня 6000 боеголовок с каждой стороны до, соответственно, 1700-2200. На это указывают результаты вчерашних переговоров, состоявшихся в Москве между Госсекретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell) и его российским коллегой Игорем Ивановым.
Сокращение ядерных вооружений - это хорошая новость, но она весьма отлична от тех, других, восьмидесятых годов, когда после окончание холодной войны начали открываться новые двери. В то время, конечной целью было объявлено, особенно в Москве, "избавление человечества от ядерного кошмара". Сегодняшним контекстом сокращения ядерных вооружений являются новые вооружения, стоимостью в десятки тысяч миллионов долларов, уже заложенных в бюджет Соединенных Штатов, и холодный расчет со стороны Москвы, пытающейся отделаться от дорогостоящего и бесполезного с военной точки зрения ядерного хлама, срок службы которого истек. Этот хлам представляет собой часть наследства от СССР, которое Россия уже не в состоянии оплачивать, больше из-за нехватки денег, чем из-за амбиций. Этот тот самый прагматизм, абсолютно свободный от хвастливого простодушия восьмидесятых, которым руководствовался Путин при принятии решения встать в один строй с Западом после 11 сентября. Вся его сила исходит из понимания того, что любое другое поведение нанесло бы ущерб "национальным интересам" России. В Средней Азии сказать "нет" военному присутствию американцев означало бы опасность того, что "союзники" в Москве сказали бы "да", развязав тем самым геополитический спор. Поэтому Путин ограничился тем, что довел до сведения Буша, что это компромиссное решение будет носить временный характер, вызвав, тем не менее, протест со стороны российских генералов.
Холодной войны уже нет, но возвращается "война галактик". Вчера не было заметных продвижений в договоре по ПРО. Идут разговоры о новом статусе России в НАТО, когда предыдущее соглашение, подписанное в 1996 году, подразумевающее консультационную деятельность и приход к консенсусу, взлетело, в ожидании "вселенской войны", в Рамбуйе на воздух. Россия приспосабливается к этой утрамбовке и приближается к Западу, но кажется весьма затруднительным, что она может стать частью НАТО, в том виде, в котором альянс существует сейчас.
В Афганистане "американская авиация сделала за Россию всю работу, они выиграли за нас войну и на десять лет лишили какого бы ни было влияния высказывания интегристов в нашей зоне", - говорит аналитик Андрей Пионтковский. Это и есть менталитет нового разоружения: возвращение к пре-истории холодного прагматизма.
Новая дружба, поэтому, не такая же, как у Горбачева, идеалистичная и ориентированная на мир лучший и реальный. Это не дружба Ельцина, застрявшая на середине пути между желанием открывать банковские счета в Нью-Йорке новым русским ворам и геополитическим маразмом. Сегодняшнее - это расчет на стабилизацию недовольства, спровоцированного расширением НАТО, кампанией на Балканах и другими обидами, в которых Россия выглядит более настроенной против Запада и гораздо слабее, чем во времена холодной войны. Это "realpolitik".