Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Действительно ли "холодная война" позади?

Если бы государственному секретарю США Колину Пауэллу было позволено действовать по-своему, катастрофические последствия для Америки были бы еще опаснее

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Г-ну Бушу-младшему невозможно иметь все сразу. Либо его администрация отбросит "холодную войну" со всеми ее реликтами вроде формальных соглашений о контроле над стратегическими наступательными вооружениями и Договора по ПРО и станет настаивать на действительно отличных от прошлого отношениях с Россией - и, кстати, с иной Россией. Либо г-н Буш-младший получит самое худшее от обоих миров: фактически вознаградит своего "друга", Владимира Путина, за то, что тот настойчиво добивается целей, которые несовместимы с жизненными интересами безопасности Соединенных Штатов и с другими их интересами.

Фрэнк Гэффни-младший является президентом Центра политики в области безопасности

11 декабря 2001 года. Уильям Сэфайр (William Safire) в опубликованной вчера газетой "The New York Times" статье предлагает зловещую оценку российского президента Владимира Путина и знаковых успехов, которых тому удалось достичь с момента, когда американский президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) начал "заглядывать ему в душу" и объявил, что "доверяет" своему кремлевскому коллеге.

К несчастью для г-на Буша-младшего, какой бы тревожащей ни была сегодня критика г-на Сэфайра - касающаяся, например, российских махинаций, за счет США и Запада, в отношении Организации Североатлантического договора (НАТО), Чечни, цен на нефть, продажи оружия Ираку и другим государствам - спонсорам терроризма и пр. - эти факты могли бы стать еще более убийственными, если бы государственному секретарю США Колину Пауэллу (Colin Powell) было позволено действовать по-своему.

Билл (Bill) Сэфайр выражает вполне обоснованную озабоченность тем, что "новые отношения", которые по повелению президента Буша-младшего сейчас выковываются между Россией и Атлантическим альянсом, выльются в доступ Москвы к военным секретам НАТО и в эффективное право вето на ведение операций альянса. Он отмечает, что безжалостные репрессии г-на Путина в Чечне сегодня легитимизированы как еще один фронт в глобальной войне с исламским терроризмом.

Г-н Сэфайр недоумевает также по поводу "вывертов" Москвы с ценами на нефть. Он отмечает, что Москва поначалу отклонила предложение Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) о сокращении объема своей нефтедобычи, однако не так давно просигнализировала о своей готовности пойти на нечто большее, чем чисто символические сокращения экспорта нефти, чтобы взвинтить цену за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л).

И он отмечает, что, хотя Кремль был только счастлив, когда мы нанесли удар по его врагам в Афганистане, Москва никоем образом не желает, чтобы мы сделали то же самое в Ираке или в других государствах, которые являются клиентами России.

Эти тревоги едва ли можно счесть необоснованными. Однако, если сообщения в прессе верны, тяжесть их последствий может быть значительно усугублена государственным секретарем США Пауэллом в ходе его личной дипломатической миссии в Москву на этой неделе. По свидетельству газеты "The Washington Post", по пути в Россию г-н Пауэлл заявил репортерам, что сделка между Соединенными Штатами и Россией о резких сокращениях ядерного оружия "практически заключена", и две страны теперь ищут способы контроля за выполнением ее условий. Конкретно, они "фокусируются на том, как применить меры контроля, встроенные в ранее заключенные соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 и СНВ-2, к предлагаемым новым предельным уровням наступательных систем оружия".

Иными словами, президент Буш-младший рискует тем, что останется с односторонне принятым решением сократить американские стратегические ядерные силы (СЯС) в следующем десятилетии на две трети, которое его государственный секретарь облечет в форму обязывающего двустороннего соглашения, вкупе с механизмами проверки выполнения, взятыми из прежних договоров о контроле над вооружениями. Это была бы негодная идея по нескольким причинам.

Прежде всего, число стратегических ядерных боезарядов, которые г-н Буш-младший хочет иметь через десятилетие (1700-2200 единиц), может оказаться недостаточным для будущих потребностей в поражении целей. Одним из отчетливых преимуществ принятия подобного решения на основе одностороннего желания США является то, что в дальнейшем оно сравнительно легко может быть пересмотрено. Но дело обстоит совсем иначе с формально заключенным государственным договором или правительственным соглашением между странами.

Во-вторых, включенные в СНВ-1 и СНВ-2 меры проверки основаны на детально продуманных и искусственных правилах подсчета. К примеру, данная ракета большой дальности может иметь комплектацию головной части с меньшим числом боеголовок, чем позволяет ее забрасываемый вес, но в интересах мониторинга контроля над вооружениями каждой ракете такого типа автоматически приписывается максимальное число боеголовок. Если подобные правила теперь применить к предлагаемым президентом США уровням СЯС -а именно это и требуется, чтобы их сформулировать и принять - то практическим эффектом станет то, что Соединенные Штаты смогут иметь в составе боеготовых сил еще меньше ядерных боезарядов, чем даже он сам считает необходимым.

Наконец, и это самое тревожное, усилия г-на Пауэлла выйти на "сделку" по стратегическим вооружениям нарушают фундаментальный принцип подхода президента США к отношениям с Россией: "холодная война" позади. Предпочтение государственного департамента США соглашениям с Кремлем о контроле над вооружениями, в которых были бы прописаны меры проверки выполнения каждой стороной, равноценно прямому отказу от концепции г-на Буша-младшего применительно к новой эре после "холодной войны".

Это унижение было бы еще более глубоким, если бы г-н Пауэлл подписался на еще одну "сделку", которая сохранила бы на будущее Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, но при этом каким-то образом разрешила Соединенным Штатам большую свободу в проведении испытаний системы противоракетной обороны (ПРО), которые этот договор запрещает.

В мире, который видится г-ну Бушу-младшему, массовые сокращения американского ядерного оружия возможны. Американо-российское сотрудничество по разведке, контртерроризму, борьбе с распространением наркотиков и быть может даже по ПРО можно себе представить (хотя это и спорно). Кто знает, быть может в подобных обстоятельствах действительно можно "довериться" России, допустив ее к самым сокровенным советам в НАТО, положившись на то, что она поможет удержать стабильные цены на энергоносители, что она порвет свои опасные связи с государствами-изгоями и пр.

Если же, с другой стороны, здесь в действительности имеет место проводимый с молчаливого одобрения государственного департамента США российский гамбит, имеющий целью получение максимального выигрыша в изменившихся обстоятельствах, чтобы преследовать неизменные цели Кремля - ослабление Соединенных Штатов и повышение относительного могущества России - тогда составленное Биллом Сэфайром обвинительное заключение будет лишь предвкушением того, что ждет нас впереди.

Г-ну Бушу-младшему невозможно иметь все сразу. Либо его администрация отбросит "холодную войну" со всеми ее реликтами вроде формальных соглашений о контроле над стратегическими наступательными вооружениями и Договора по ПРО и станет настаивать на действительно отличных от прошлого отношениях с Россией - и, кстати, с иной Россией. Либо г-н Буш-младший получит самое худшее от обоих миров: фактически вознаградит своего "друга", Владимира Путина, за то, что тот настойчиво добивается целей, которые несовместимы с жизненными интересами безопасности Соединенных Штатов и с другими их интересами.