Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"WashPost": Коалиция визитеров

Ковер у дверей Овального кабинета, должно быть, уже протерся

"WashPost": Коалиция визитеров picture
WashPost: Коалиция визитеров picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, что для президента США Джорджа Буша обеды важнее пресс-конференций. Даже советник президента США по вопросам национальной безопасности Кондолиза Райс, разговаривая с журналистами о предстоящем визите президента Путина на ранчо Буша, сказала о том, что президенты с супругами будут там обедать, а на следующий день √ завтракать. "Они будут есть несколько раз", - сообщила Райс.

На прошлой неделе в воскресенье состоялась встреча тет-а-тет президента США Буша (Bush) с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном (Ariel Sharon). В понедельник Буш уделил некоторую часть своего времени премьер-министру Швеции. В среду пришла очередь премьер-министра Норвегии посетить Овальный кабинет, в четверг за ним последовали президент Боливии и министр иностранных дел Саудовской Аравии. На этой неделе прибудет премьер-министр Таиланда.

Террористические атаки 11 сентября стали причиной настоящего парада иностранных лидеров в Белом доме, превратив президента Буша, который был больше склонен решать внутренние дела страны, в руководителя своей собственной протокольной службы. За эту осень он принял сорок шесть руководителей иностранных государств.

И это без учета двухдневного посещения в ноябре Организации Объединенных Наций, во время которого он встретился еще с тринадцатью иностранными лидерами, дипломатического ланча и обеда с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом (Pervez Musharraf). Также в этот список не вошли встречи, прошедшие в октябре во время трехдневного визита президента в Шанхай, когда он встречался с восемью главами государств и обедал с двумя из них, с президентом России Владимиром Путиным и руководителем Китая Цзянь Цземинем (Jiang Zemin).

Девяносто дней. Семьдесят встреч. Семнадцать подходов к обеденному столу. Это война.

Сочетание стремления иностранных руководителей приехать, чтобы выразить свою поддержку Соединенным Штатам и желание администрации выразить свою благодарность - а также попросить дополнительной помощи - стало причиной необычайно большого количества встреч президента с союзниками.

"Нынешнее время является периодом объединения 'вокруг сверхдержавы', - заявил Даниэль Бенжамин (Daniel Benjamin), бывший служащий Совета национальной безопасности, ныне сотрудником Центра стратегических и международных исследований. - Из-за необходимости поддержания коалиции важно позвать этих людей и дать им высшую дипломатическую плату".

Конечно, существует постоянный поток иностранных посетителей и в обычные времена. Однако министр обороны Индии или наследный принц Бахрейна могли рассчитывать на встречу с вице-президентом или советником по вопросам национальной безопасности. Однако ситуация изменилась. Новоявленный пыл американцев предоставляет всем иностранным лидерам шанс войти на мировую арену.

"У меня только что была долгая беседа с президентом США Джорджем Бушем", - сообщил на прошлой неделе премьер-министр Швеции Горан Перссон (Goran Persson) в микрофоны журналистов на подъездной дороге к Белому дому.

События 11 сентября не только увеличили количество встреч, но и изменили подсчеты, определяющие, кому достанется сколько времени на этих встречах. До террористических атак первый и единственный государственный обед президента Буша прошел с президентом Мексики Висенте Фоксом (Vicente Fox), на борту президентского самолета. Кроме этого, мексиканский лидер столько раз обедал в Государственном департаменте, что государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Poewll) пошутил, что следующий завтрак пройдет в кафетерии. Однако когда Фокс прибыл в Белый дом 4 октября, его визит прошел в большой спешке, так как администрации требовалось время для встречи с обретшим популярность эмиром Катара.

Не все президентские встречи одинаковы. Президентские встречи самого низкого уровня известны как "отойти в сторонку", когда президент отнимает от общей встречи несколько минут для личной беседы с иностранным руководителем. Когда президент предпочитает не удаляться со своим собеседником в отдельную комнату, встреча называется "проходя мимо". Другая разновидность таких президентских встреч называется "заскочить на минутку", когда иностранный руководитель встречается с американскими официальными лицами, а президент заглядывает в комнату, где проходит встреча.

Встреча один на один означает высший уровень престижа, особенно когда она проходит в Овальном кабинете. В последние дни этой чести были удостоены президенты Йемена, Чешской Республики, Ирландии и Бразилии. Такие лидеры обычно не появляются перед репортерами вместе с Бушем, и поэтому им "приходится" общаться с репортерами, караулящими на подъездной дороге к Белому дому, как это сделал Перссон.

Более высоким уровнем является президентский обед, предваряемый зачастую пресс-конференцией. Руководители Индии, Испании, Франции, Канады и Индонезии получили возможность пообедать с президентом и появиться с ним перед репортерами. Президент Франции Жак Ширак (Jackues Chirac) после 11 сентября был удостоен и ланча и обеда с президентом Бушем. Президент Филиппин Глория Макапагал Арройо (Gloria Macapagal Arroyo) не имел такой возможности, позавтракав вместо этого с советником по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice).

На самом высоком уровне находятся те, кто прибывает со специально подготовленным визитом. Президент Путин ночевал на ранчо Буша и посещал школу в Кроуфорде. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) два раза обедал с президентом Бушем и сидел рядом с первой леди США Лаурой Буш (Laura Bush) во время речи американского президента в Конгрессе.

Сочетание пресс-конференций и обедов не кажется совпадением. Буш неоднократно использовал последние (обеды), чтобы избавиться от первых (пресс-конференций).

Когда во время пресс-конференции с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпайи (Atal Bihari Vajpayee) журналисты начали задавать слишком много вопросов, Буш заявил: "Было предусмотрено всего два вопроса. Спасибо вам всем за то, что вы пришли. Наша еда остывает. Премьер-министр голоден и я тоже".

Несколькими днями раньше, во время встречи с Шираком, Буш прибегнул к такому же приему. "Суп остывает, - сказал Буш Шираку. - Не хотите ли ответить еще на один вопрос французской прессы?"

"Тут Вы начальник", - ответил на английском языке Ширак.

"Я начальник? - произнес в ответ Буш. - Ну, тогда пойдемте есть".

Во время общения с прессой в Техасе с президентом Путиным Буш использовал тот же самый избитый прием. "Еще пара вопросов, и мне нужно будет идти обедать, и [российскому] президенту тоже", заявил Буш.

Когда американский президент оказывается без тормозов, то еда начинает занимать слишком много места. Рассказывая о поездке Буша в Техас с Путиным, которая должна была последовать за встречей и ланчем в Белом доме, Райс сосредоточилась на съестном. "Президент и г-жа Путина пообедают с четой Бушей на ранчо, - сообщила она. - В четверг президент России с г-жой Путиной и президент США с г-жой Буш позавтракают на ранчо. Таким образом, у них будет несколько приемов пищи".

Президент Путин был уважен должным образом. "Шедевр кулинарного искусства, - воскликнул он после обеда с барбекю, сомом, хлебом из кукурузной муки и техасским вином. - Фантастическое мясо!"