Французская актриса будет почетным президентом Кинофестиваля в Париже, который пройдет с 1 по 9 апреля 2002. Редко выступая на публике, сегодня актриса призывает поддержать это событие, которое должно привлечь внимание зрителей к новому европейскому кинематографу.
Вопросы задавал Эмманюэль Шварценберг (Emmanuel Swartzenberg)
- "Фигаро". - Как Вы чувствуете себя в роли почетного президента парижского кинофестиваля?
- Изабель Аджани. - Мое участие в качестве почетного президента будет символическим, по крайней мере, в этом году. Париж должен остаться на высоте. В настоящий момент в столице, в связи с деятельностью нового мэра Бертрана Делоне (Bertran Delonoe), есть признаки обновления. И, по просьбе его главного представителя Фестиваля, Луизы Морэн (Louise Morin), я решила показать свою заинтересованность в духе перемен. Париж - единственная столица мира, в которой публика может вновь и вновь открывать для себя так много фильмов совершенно разных по жанру и содержанию.
- Фестиваль коснется преимущественно парижан?
- Не только парижан, но также всех, кто приедет в столицу из пригородов, из провинции и даже из-за границы. К тому же, вместо того, чтобы замкнуться на Елисейских полях, где проходит и так очень много событий, Фестиваль сможет напомнить, что в Париже есть и другие кварталы, например, в XIX округе. Я нахожу весьма положительным, что фестиваль короткометражек пройдет в залах МК2 Кэ де Сен, в районе, где необходимо создать новые кинозалы. В том же духе, фестиваль будет доступным, открытым, демократичным, в Студио де Урсулин в VI округе, предполагается провести встречу студенческой публики и режиссеров, которые представят свои работы. Эти инициативы предпринимаются в правильном направлении, и я надеюсь, что публика признает фестиваль своим, оставив в стороне парижский снобизм. Только народное признание сможет дать ему смысл, это важно, как никогда.
- Каковы другие знаки возрождения Фестиваля?
- Это будет не какой-то там знак, а, возможно, настоящий "свободный форум". Более конкретно, впервые в Сорбонне будет организован коллоквиум на тему "Кино, свидетель свободы". Я испытываю страсть к документалистике и репортажу, но еще больше люблю фильмы, в которых, воображение режиссера открывает нам запретную вселенную, реальность, забытую или мучительную, помогает нам понять происходящее в стране, принять на себя часть ее страданий, понять ее нужды, ее эволюцию. Мне, как крестной матери Международной федерации лиг по правам человека, трудно не чувствовать ответственности, трудно не ждать от фестиваля шагов в этом направлении.
Кто, кроме режиссеров, может осознать всю сложность, всю амбивалентность происходящего в какой-нибудь стране, где царит диктатура, например в Иране, Алжире, Тибете, в Бразилии, в Турции или в бывших провинциях Советской империи. Когда СМИ дезинформированы или на них надеты намордники, когда они не могут показать, кто живет, а кто умирает в данной стране, - тогда только кино (я говорю о фильмах Абба Киаростами (Abbas Kiarostami), Макмальбафа (Makmalbaff)и многих других) может разбить барьеры, которые некоторые правительства воздвигают на пути к свободе, нарушая права человека. Сорбонна - подходящее место, чтобы выслушать эти свидетельства.
- Хотите ли Вы проявить себя в политике?
- Поскольку предстоят выборы, будущий год будет очень важным с точки зрения политики. Не нужно делать вид, что это не так. Я думаю, что художники могут воспользоваться этой возможностью, поскольку другой может не быть, чтобы потребовать от кандидатов в президенты гарантий того, что политика будет больше направлена на развитие культуры, и, чтобы быть более точным, на развитие кинематографа и аудио-визуального искусства. Артисты по природе своей против власти, этого у них никто не может отнять. В "Синема де Синеаст" на площади Клиши в XVIII округе, с помощью Ассоциации авторов, режиссеров и продюссеров будет организованы дебаты, куда будут приглашены кандидаты в президенты для встречи с профессионалами.
- Предвыборная кампания - самый важный момент?
- Накануне больших европейских переговоров и дискуссий по мировой торговле, есть много людей, которые не хотят, чтобы кино расценивали как товар. Нужно, чтобы политики поняли это.
- Что бы Вы им пожелали?
- Чтобы Европа не ограничилась вводом единой валюты, но, чтобы вдохнула жизнь в культуру стран, из которых она состоит. Можно предположить, что будет налажен кругооборот европейских фильмов, что увеличится их распространение, что их, будут лучше показывать. Нужно, чтобы каждый фильм жил, согласно своему ритму. Невозможно, чтобы фильм стал открытием для всех. Каждый ребенок растет по-своему, каждый фильм - уникален.
Люди открывают для себя фильмы случайно, или, наоборот, под обстрелом СМИ, либо потому что замечают работу режиссера, который сопротивляется повседневности. Показ фильма часто прерывается произвольно и грубо. Желательно, чтобы европейское телевидение не повторяло национальных или американских программ, но посвятило себя показу кинопродукции всех стран Европы. Сегодня есть тенденция, по которой страны замыкаются в своей культуре, тогда как, необходимо чтобы они смогли открыть себя друг другу.