Политика в области обороны напоминает получение страхового полиса. Если вы выберете не ту политику, то окажетесь не в состоянии отвести опасность, которая, в действительности, угрожает вашей стране. После 11 сентября казалось бы появился шанс, что администрация Буша (Bush) умерит свой чрезмерный энтузиазм в отношении создания НПРО. Теракты стали еще одним подтверждением того аргумента, что оружие массового поражения, в случае, если оно когда-либо будет применено против Соединенных Штатов, скорее всего будет доставлено на корабле, грузовике, гражданском авиалайнере или другим транспортом, а не с помощью ракет дальнего радиуса действия. И сейчас, и в будущем, лучшей защитой от ракетной угрозы в адрес Соединенных Штатов со стороны государств - изгоев, также как и со стороны ядерных держав, в случае, если бы они решили напасть на США, является понимание того, что направление, откуда произошло нападение, будет немедленно определено, и моментально последует ответный удар. Однако администрация настаивает, что необходимость защищаться от того, что сейчас представляет собой наибольшую опасность, не означает, что нужно отказаться от возможности защитить себя от менее явной угрозы, и продолжает непоколебимо проводить курс на создание мощной противоракетной системы. Администрация приложила несколько более серьезные усилия с целью убедить Россию согласиться на изменения в договоре по ПРО, которые позволили бы США продолжать создание противоракетного щита, по крайней мере в течение некоторого времени, не выходя из этого договора. Однако поездка Колина Пауэлла (Colin Powell) в Москву на этой неделе явно положила конец этим усилиям, и сообщения из Вашингтона подтверждают, что президент Буш проинформировал лидеров Конгресса о намерении Соединенных Штатов выйти из договора.
Подлинная опасность подобного шага состоит не в том, что он вызовет враждебное отношение со стороны России и Китая. Обе эти державы могут извлечь некоторую выгоду из подобного решения США. Отказавшись вносить изменения в договор по ПРО, Владимир Путин (Vladimir Putin) может порадовать своих военных, крайне отрицательно относящихся к дальнейшим уступкам Соединенным Штатам,. В то же время он может сохранить свои новые, приятельские отношения с США, не поднимая слишком большого шума по поводу решения США выйти из договора. У китайских же руководителей появятся некоторые оправдания на международной арене по поводу того, что они планируют осуществить в любом случае, то есть модернизации и усиления своего стратегического ракетного потенциала.
Решение американцев о выходе из договора по ПРО создает такую ситуацию, когда крупные ядерные державы будут принимать свои решения в более одностороннем порядке, с меньшей прямотой и открытостью. Оно практически неизбежно приведет к тому, что и Россия, и Китай будут держать свое оружие в высокой степени боеготовности, что повышает вероятность случайного запуска ракеты. Все это послужит плохим примером для меньших ядерных держав, таких как Индия и Пакистан. Также снизятся перспективы продолжительного сотрудничества всех государств, необходимого для предотвращения распространения оружия массового поражения. Хотя подобное решение США может и не оказать немедленного влияния на состояние стратегической стабильности, тем не менее, в долгосрочном плане безопасность всех государств, включая США, уменьшится. Даже в узко военном плане это решение не принесет пользы Соединенным Штатам. НПРО отвлечет ресурсы, предназначенные для других необходимых оборонных расходов, а также от мировых превентивных программ, в области разведки и образования, в необходимости которых сейчас убеждены все. Выход из договора не означает конца света, или отказа от контроля за вооружениями, но совершенно определенно является шагом в неверном направлении.