Фрэнк Гаффни-младший, в министерстве обороны Рейгана отвечавший за политику в области противоракетной обороны, сегодня является председателем Центра политики в области безопасности в Вашингтоне
13 декабря 2001 года. Год назад, вскоре после того, как Джордж Буш-младший (George W. Bush) официально выиграл президентские выборы, политический гуру Карл Роув (Karl Rove) имел неформальную встречу с новичками в вашингтонской политике для обсуждения повестки новой администрации. Я его спросил, можно ли рассчитывать, что новоизбранный президент как можно скорее выполнит данное им в ходе избирательной кампании обещание защитить американский народ от угрозы нападения с применением баллистических ракет, даже если для этого потребуется, чтобы Соединенные Штаты вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Ответ г-на Роува был таков: "Люди в этом городе будут удивлены, узнав, что г-н Буш-младший подразумевает именно то, что говорит, и делает то, что обещает, и он это сделает". Сегодня г-н Буш-младший выполняет свое обещание. Он намерен осуществить зафиксированное в ст. XV Договора по ПРО право США (выйти из договора - прим. пер.), объявив, что этот договор ставит под угрозу "высшие интересы" Америки. Через 6 месяцев Америке - впервые за последние почти 30 лет - ничто не помешает разрабатывать и развертывать любые технологии, которые она считает необходимыми для защиты себя от ракетного нападения.
Важный вклад
Важность этого вклада в национальную безопасность трудно переоценить. Рональд Рейган (Ronald Reagan) в 1983 году запустил свою Стратегическую Оборонную Инициативу (СОИ), будучи убежден, что лучше "защитить жизни американцев, чем отомстить за них" после ракетно-ядерного нападения. Джордж Буш-старший (George H.W. Bush), отец нынешнего президента США, осуществлял разработку комплекса противоракетной обороны по программе "Глобальная защита от ограниченных ударов" (Global Protection Against Limited Strikes) и одно время даже пользовался публичной поддержкой Бориса Ельцина в вопросе совместного развертывания такого комплекса. Однако никто из тех президентов не имел желания выйти из Договора по ПРО.
Билл Клинтон (Bill Clinton) был ярым противником противоракетной обороны, и поэтому не удивительно, что его администрация потратила преобладающую часть своей энергии, пытаясь сделать Договор по ПРО - который называют "краеугольным камнем стратегической стабильности - еще более ограничивающим для американских противоракетных технологий. Хотя г-н Клинтон в 1999 году под давлением почти гарантированного вето двухпартийного большинства в конгрессе США был вынужден подписать закон, провозглашавший, что США ставят своей целью создание ограниченной эффективной национальной системы противоракетной обороны (НПРО) "так скоро, как только это станет технически осуществимым", он не поддержал призыв осуществить наше проистекающее из ст. XV Договора по ПРО право выйти из этого договора, чтобы претворить в жизнь заявленную политику.
Г-н Буш-младший сегодня направился туда, куда его предшественники идти не захотели, по одной простой причине: сегодняшний мир совершенно не походит на мир 1972 года, когда был подписан Договор по ПРО. Советский Союз - имевшая ядерный паритет с США глобальная сверхдержава, которая стала вторым участником Договора по ПРО - вот уже более десятилетия назад прекратил свое существование. Вместо него мы имеет планету, наводненную оружием массового поражения (ОМП), и так называемые "государства-изгои", стремящиеся к приобретению все более эффективных средств его доставки к целям в виде баллистических и крылатых ракет.
В 2001 году мы еще яснее понимаем суть сделанного в 1998 году специальной двухпартийной комиссией, которую возглавлял Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), предупреждения: если для "холодной войны" была характерна относительно предсказуемая, базирующаяся на (взаимном) устрашении стратегическая стабильность, то теперь в любой момент и почти без всякого предупреждения может возникнуть угроза опустошительных нападений с применением ракет большой дальности.
Президент Буш-младший признал также другую неизбежную реалию. Соединенные Штаты просто не смогли бы закупить, не говоря о том, чтобы развернуть, эффективную систему противоракетной обороны для своего населения и своей территории в рамках ограничений Договора по ПРО. Это было не случайно. Именно с этой целью и заключался Договор по ПРО, чтобы помешать его участникам легально сделать это.
Для начала, ст. I Договора по ПРО прямо запрещает развертывать любую систему обороны территории страны от "стратегических" баллистических ракет. Ст. V запрещает разработку наиболее эффективных способов защиты от ракет большой дальности (систем ПРО морского, воздушного и космического базирования). Различные другие положения Договора по ПРО запрещают технологии, которые могут быть использованы для обхода договора, включая сотрудничество с союзниками.
Разумеется, эти ограничения не помешали Советскому Союзу и, после его развала, России развернуть систему территориальной противоракетной обороны. Как сообщалось на страницах этого издания ранее, бывший аналитик Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильям Ли (William T. Lee) собрал неоспоримые открытые данные о "маленьком грязном секрете": те, кто отвечал за создание системы ПРО вокруг Москвы (разрешенной Договором по ПРО), получили указание Кремля использовать ее радиолокационные станции (РЛС) и 8000-10000 ракет-перехватчиков для создания незаконной национальной системы противоракетной обороны. Существование этой системы делает абсурдными жалобы Кремля на совершенно законный выход Соединенных Штатов из договора.
Сегодня некоторые вроде председателя сенатского комитета по иностранным делам Джозефа Байдена (Joseph Biden), демократа от штата Делавэр, придираются, что г-н Буш-младший "не предложил каких-либо убедительных обоснований, почему любое из испытаний системы ПРО, которое может ему понадобиться, требует выхода из Договора по ПРО, который помогает сохранять мир на планете в последние 30 лет". Это особенно характерное обвинение. Сенатор Байден - один из тех, кто в прошлом упорно доказывал, что Соединенным Штатам следует строго придерживаться самой ограничивающей интерпретации того, что разрешено договором, а что нет.
Как бы трудно ни было это понять, но многие сторонники Договора по ПРО считают более важным защищать этот договор, чем нашу страну. Их теологическая привязанность к тому, что г-н Буш-младший справедливо охарактеризовал как "устаревшее" и "опасное" соглашение, кажется, имеет мало общего с логикой или здравым смыслом. Скорее она, как кажется, проистекает из того факта, что на такой карточной раскладке были построены целые карьеры в академическом мире и в оборонных кругах. Лидер сенатского большинства Том Дэшл (Tom Daschle), демократ от штата Южная Дакота, озвучил эти настроения, когда осудил решение г-на Буша-младшего выйти из Договора по ПРО, назвав его "пощечиной тем многим людям, которые посвятили годы, если не десятилетия, контролю над вооружениями".
У г-на Буша-младшего нет иллюзий в отношении Договора по ПРО. Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) официально предостерег его, что сохранение в силе Договора по ПРО потребует отменить, ограничить или как-то иначе сделать менее полезными, чем они могли бы и должны быть, некоторые из запланированных испытаний. Эти предупреждения подтверждают то, что руководители программы противоракетной обороны США и инженеры знают вот уже на протяжении трех десятилетий: решительно невозможно приобрести имеющую военную полезность и отвечающую критерию "стоимость-эффективность" систему противоракетной обороны территории США и их заокеанских союзников в рамках ограничений, налагаемых Договором по ПРО. Поэтому не стоит удивляться, что у нас до сего времени нет полностью готовой к развертыванию системы ПРО, несмотря на то, что на соответственные работы были затрачены годы труда и миллиарды долларов - и все это в "смирительной рубашке" Договора по ПРО.
Сейчас необходимо воспользоваться возможностями, которые открывает отмена действовавшего режима ограничений в области ПРО. Конкретно президенту Бушу-младшему, выполняя решения конгресса США, оформленные законом "О противоракетной обороне" от 1999 года, следует распорядиться о том, чтобы не только продолжать более активную и ничем не ограничиваемую программу разработки, но и начать, "как только это станет технически осуществимым", развертывание НПРО США (даже если в своем первоначальном виде эта система будет достаточно ограниченной).
Начать с системы "Иджис"
Действительно хорошая новость - это то, что благодаря примерно 60 млрд. долл., которые были вложены в последние 30 лет, военно-морские силы (ВМС) США сегодня имеют флот из 60 крейсеров и эскадренных миноносцев, оснащенных системой ПВО "Иджис" (Aegis). Если президент даст указание, чтобы эти корабли и имеющиеся на них средства обнаружения, ракеты и системы связи были немедленно, в спешном порядке, модернизированы, то примерно дюжине из них где-то через 6 месяцев после того, как будет отменен Договор по ПРО, можно будет придать ограниченную способность перехватывать баллистические ракеты в полете. Прежние вложения в инфраструктуру делают это решение гораздо более привлекательным с точки зрения критерия "стоимость-эффективность", гибкости и быстроты принятия системы ПРО на вооружение, оставляя достаточные фонды для финансирования других, дополняющих противоракетных технологий, которые будут доработаны в свое время.
Выходя из Договора по ПРО, г-н Буш-младший доказал, что держит свое слово. Если теперь он даст указание министерству обороны начать развертывание той оборонительной системы, которую он обещал американскому народу, вполне может случиться, что такая система у нас будет еще прежде, чем мы станем в ней нуждаться.