Своим решением выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года президент Буш (Bush) начинает своеобразную дипломатическую игру. Если ему повезет, то русские примут это его решение и взаимоотношения с Москвой будут продолжать улучшаться, в то время как Вашингтон будет иметь возможность свободно экспериментировать с созданием новых систем противоракетной обороны. Если же ему не повезет, Буш может испортить отношения с Кремлем и дать старт новой гонке вооружений с Россией и, возможно, с Китаем. Почему он решил пойти на этот риск в момент, когда Америка остро нуждаются в сотрудничестве с Россией в войне против терроризма, является совершенно неясным. Дело не в том, что уроком 11 сентября мог стать факт уязвимости Соединенных Штатов для ракетной атаки.
Г-н Буш был подвержен идее расторжения Договора по ПРО с самых первых дней своей президентской кампании. Эта идея является внешнеполитическим эквивалентом его плана значительного сокращения налогов для самых богатых слоев американского населения - он остается преданной ей, хотя обстоятельства уже переменились, и эта идея не лучшим способом отвечает интересам нации. Еще долгое время после того, как война против терроризма сойдет на нет, перед миром будет стоять проблема распоряжения ядерным оружием Соединенных Штатов, России, Китая, Индии, Пакистана и других государств. Неуважительное отношение г-на Буша к Договору по ПРО, а также к другим международным договорам вряд ли создает конструктивный прецедент для контроля за этим оружием. Побуждать Россию и Китай строить больше ракет для того, чтобы сокрушить американский противоракетный щит, который на протяжении еще многих лет не будет совершенным, не имеет смысла.
Решение г-на Буша является серьезным испытанием для его зарождающейся дружбы с президентом России Владимиром Путиным, который пошел на значительный риск внутри страны, на протяжении последних нескольких месяцев сближаясь с Западом. Во время последних встреч казалось, что г-н Путин готов заключить ядерную сделку с Соединенными Штатами, которая включала бы в себя и изменение Договора по ПРО. В качестве составной части новой структуры взаимоотношений Америка и Россия так же могли бы сократить свои наступательные вооружения. Объемы сокращений были уже определены, и обсуждалось письменное соглашение, согласно которому можно было бы контролировать процесс сокращения вооружений. Однако г-н Путин, сталкиваясь с энергичным сопротивлением изменению Договора со стороны своих генералов, не проявил в данной сфере достаточной гибкости, которая могла бы удовлетворить г-на Буша. Своим стремлением провести поскорее испытания противоракетного щита г-н Буш преодолел государственного секретаря Колина Пауэлла, который высказывался за принятие решения в ходе переговоров.
Россия не горит желанием вкладывать миллиарды долларов в модернизацию всего своего ядерного потенциала, однако она может объявить о расторжении других договоров о ядерном оружии и достаточно легко может установить многозарядные головные части на некоторые из своих ракет в качестве быстрой контрмеры решению Америки. Г-н Путин может также ответить и в других сферах. Без его согласия американские войска не смогут использовать военные базы на территории нескольких граничащих с Афганистаном государств, которые были когда-то республиками Советского Союза, в том числе Узбекистана и Таджикистана. Г-ну Бушу, несомненно, будет необходима поддержка России, если он желает, чтобы международные инспекторы вновь вернулись в Ирак.
Даже если русские предпочтут не отвечать немедленно, трудно понять, почему г-н Буш испытывает необходимость подталкивать их. Договор по ПРО не запрещает Соединенным Штатам продолжать испытания ракет-перехватчиков наземного базирования. Со временем, г-н Путин, скорее всего, согласился бы на изменения, которые позволили бы разрабатывать технологии надводного и воздушного базирования, и мог бы уменьшить свои требования, заключающиеся в том, чтобы Вашингтон детально обсуждал с ним каждые американские испытания. Даже мог бы быть возможным взаимный выход из Договора. Шагом, который г-ну Путину будет принять труднее всего, является как раз выход Соединенных Штатов из Договора без взаимных договоренностей, что г-н Буш и собирается предпринять.
Президент Буш прав, когда он говорит, что Соединенные Штаты и Россия должны развивать крепкую дружбу, свободную от политики времен "холодной войны". Также для Соединенных Штатов является целесообразным разрабатывать новые технологии для создания лучшей защиты от угроз из-за рубежа, включая от ракетных атак со стороны государств-изгоев, таких, как например Ирак. Однако эти цели могут быть достигнуты без разрыва Договора, который сыграл решающую роль в сохранении мира.