Сообщается, что президент Буш (Bush) объявит и, возможно, уже сегодня, о выходе США из договора по ПРО, который ограничивает возможности по испытанию и размещению систем НПРО. Если отбросить в сторону несметное число аргументов, приводимых как за, так и против противоракетного щита, то подобный шаг можно назвать ошибочным по одной простой причине: он не принесет никакой выгоды в краткосрочном плане, но в то же самое время представляет угрозу для наиболее важных дипломатических связей во время военного кризиса.
В среду президент доказывал, что договор по ПРО ограничивает возможности США проводить испытания , необходимые для создания противоракетного щита, и, что мы должны выйти из него, так как нуждаемся в НПРО для того, чтобы противостоять угрозам 21 века. Однако испытания, не противоречащие договору по ПРО, можно проводить еще долгие годы. Упорство в данном вопросе только лишь принесет вред нашей важнейшей инициативе в области безопасности: войне с терроризмом.
Договор по ПРО разрешает проводить испытания стационарных противоракетных систем наземного базирования, подобных тому, которое США успешно провели на прошлой неделе. Испытания более экзотических технологий морского и воздушного базирования, которые намерена разрабатывать администрация Буша, не будут проводиться еще многие годы. Другими словами, необходимо значительно продвинуться в разработке противоракетного щита, прежде чем договор по ПРО станет препятствием. Обращаясь в июле к Конгрессу, Филипп Койл (Philip Coyle), который еще недавно возглавлял отдел операционных испытаний Пентагона, подтвердил, что "В ближайшем будущем договор по ПРО не препятствует ни развитию, ни испытаниям для создания НПРО".
Выйдя из договора сейчас, мы не извлечем никакой выгоды. США могут продолжать испытания систем наземного базирования и активно изучать другие системы. Русские, желающие сохранить договор, готовы даже рассмотреть внесение в него поправок, которые позволили бы США проводить испытания, запрещенные договором. Президент Буш пообещал, что будет добиваться внесения этих поправок, однако теперь отказывается от рассмотрения этой возможности.
Вероятные же последствия выхода из договора очевидны. Даже, если отбросить тот аргумент, что Россия и Китай отреагируют на этот шаг США наращиванием своих ядерных арсеналов и блокированием усилий по нераспространению, все равно представляется очевидным, что, восстанавливая сегодня против себя Москву и Пекин, мы только сами препятствуем осуществлению своей первостепенной цели в области внешней политики: победе в войне против терроризма.
Выход из договора как раз тогда, когда мы обратились за международной помощью для искоренения "Аль Каиды" и борьбы с международным терроризмом, станет настоящей пощечиной мировому сообществу. Этот шаг показывает, что несмотря на желание других стран взять на себя определенную долю риска с целью помощь Соединенным Штатам и укрепить международную стабильность в долгосрочной перспективе, США будут продолжать принимать во внимание только свои интересы и не обращать внимание на обоснованные потребности в обеспечении собственной безопасности своих партнеров.
Очевидным последствием этого станет тот факт, что и другие страны не постесняются действовать, не принимая во внимание интересы Соединенных Штатов. Оценивая во вторник перспективу выхода США из договора по ПРО, один бывший российский правительственный чиновник ответил в стиле высказываний Владимира Путина (Vladimir Putin), которые он делал в последние месяцы, заявив: "Это плохо для остального мира. Это плохо для России, но это ваше решение".
Это может прозвучать, как неохотное признание, но, в таком случае подобная политика молчаливого невмешательства может не раз обернуться против американских интересов в грядущие месяцы и годы. К примеру, если США попросят Россию приостановить передачу ядерных технологий Ирану, общеизвестному спонсору терроризма, ответ вполне может быть таким: "Мы понимаем, что вы полагаете, что это плохо для Соединенных Штатов и для всего мира, но это наше решение".
Одним словом, это будет мир, в котором краткосрочные, ограниченно рассматриваемые национальные интересы возобладают над долгосрочными усилиями по нераспространению и установлению стабильности, мир, в котором уровень глобального сотрудничества понизится, как раз тогда, когда мы в нем больше всего нуждаемся для борьбы с террором и для того, чтобы иметь гарантии, что оружие массового уничтожения не окажется в руках организаций, подобных "Аль Каиде".
Договор по ПРО еще долгие годы не будет мешать США проводить испытания, и выйти из него сейчас означает только немедленно понести большую часть расходов на создание противоракетного щита, при этом не сделав ничего, что помогло бы хоть немного приблизить получение все еще теоретической выгоды от его создания. Выход из договора по ПРО именно сейчас не нужен и опасен.