В 1945 году девочка по имени Евгения из Москвы написала письмо своему отцу на фронт. На конверт она наклеила бумажного мышонка. Сегодня он находится в экспозиции германо-российского Музея в Берлине-Карлсхорсте, в центре витрины, в комнатке, в которой могла жить Евгения. Все сделано так, как это могло выглядеть в Москве того времени: похожий на тарелку громкоговоритель без динамика, керосинка, буржуйка и самодельный альбом со снимками из журналов США. Общие для всех радиопрограммы передавались тогда для граждан советской столицы по телефонной сети. Однако в рамках гуманитарной помощи, которую оказывали США своим союзникам, в быт входили и элементы культуры США.
Поводом для выставки "Москва в годы войны" в музее Берлин-Карлсхорст стал 60-летний юбилей битвы под Москвой, которая шла поздней осенью 1941 года. Название города Москва всплывает в памяти немецких современников, прежде всего, в связи с прорывом группы армий "Центр". В октябре/ноябре 1941 года она приблизилась к городу, насчитывавшему тогда 250 тысяч жителей, на расстояние до 30 километров. Однако в ходе кровавого советского зимнего контрудара она была отброшена более чем на 100 километров.
Страдания немецких солдат в этой кампании стали легендой. В Карлсхорсте показано то, как встретили нападение те, против кого оно было направлено. Столицу Советского Союза ожидала тогда не просто перспектива быть оккупированной чужими войсками, приказ Гитлера (Hitler) предписывал стереть Москву с лица земли, а ее жителей истребить.
После отражения этого наступления Москва уже больше не вернулась к своему прежнему состоянию. Сохранились ее достижения как центра политической власти, науки и культуры и как промышленного центра, но во время войны погибли 25 миллионов советских граждан, в том числе 350 000 москвичей. Крупные предприятия, учреждения, даже наиболее известные театральные труппы были эвакуированы. Выставка показывает не только контраст между судьбой отдельного человека и большой политикой, она пытается рассказывать о культурной и экономической жизни города тех лет.
До этого момента считались вполне определенным, что не существует фотоматериалов об эвакуации из Москвы. Однако здесь впервые можно увидеть фотографии о погрузке промышленного оборудования. "Фотографы имели указание уничтожать все неопубликованные материалы, - говорит директор музея в Карлсхорсте доктор Петер Ян (Peter Jahn), - однако не все выполняли это указание. Так тогдашняя российская анархия оказалась сегодня в руках овеществленной".
Поставив задачу показать сколь скудным было в то время питание, мы столкнулись с границами возможностей того, на что способна выставка, считает Ян: "Разумеется, мы экспонируем несколько продуктовых карточек, но на кого они могут произвести впечатление? Мы очень искали фотографии очередей за продуктами. Ничего! Пока мы не дошли до понимания, что очередей-то тогда вообще не было. Каждый гражданин получал паек в ближайшем магазине". Еще об одном аспекте тогдашней ситуации, до которого трудно додуматься, нас заставил задуматься во время открытия выставки генеральный директор Московского государственного исторического музея Александр Шкурко. Этот опытный господин очень помог в подготовке нынешней экспозиции материалами и сотрудниками, сам он ребенком пережил войну в советской столице: "Я могу вас заверить, - сказал он, - все эти фотографии показывают Москву еще оптимистичнее, чем это тогда было в действительности".