14 декабря 2001 года. Вот уже несколько лет в Вашингтоне существует двухпартийное мнение, что Соединенным Штатам следует создать ограниченную систему противоракетной обороны (ПРО). Угроза, которую представляет распространение в мире баллистических ракет большой дальности, реальна, а испытания возможных средств и способов защиты от них несправедливо сдерживаются Договором об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Президент США Буш-младший (George W. Bush), как до него и президент Клинтон (Bill Clinton), стремились договориться с Россией об изменениях в Договор по ПРО, которые позволили бы проводить испытания. Но президент России Владимир Путин настаивал на необоснованных ограничениях. Когда стало очевидно, что он не изменит свою позицию, г-н Буш-младший остался перед выбором: либо выйти из Договора по ПРО, либо отказаться от серьезных исследований. Американская администрация в вопросе противоракетной обороны проявляет такое рвение, которое продолжает ставить новые вопросы. Однако г-н Буш-младший был прав, когда вчера объявил о предстоящем выходе США из Договора по ПРО.
Американские союзники обеспокоены перспективой выхода США из Договора по ПРО, потому что это создает угрозу для существующей системы договоренностей, призванных контролировать ядерное оружие, не оставляя взамен ничего, и тем самым может инициировать возобновление гонки вооружений, которая может перекинуться из России в Китай, Южную Азию и далее. Однако интенсивная дипломатия, которую г-н Буш-младший в последние 6 месяцев проводит с российским президентом Владимиром Путиным, уменьшила этот риск.
В последние несколько недель правительства двух стран сделали важные шаги в направлении новой структуры безопасности, которая в конечном итоге может сделать стратегический баланс - и все договорные обязательства, которые его определяют - ненужным. Организация Североатлантического договора (НАТО) открыла возможность для включения России в качестве равноправного партнера в процесс принятия решений по определенным вопросам.
А всего лишь несколько дней назад Россия и Соединенные Штаты объявили, что намерены в срок не позднее 6 месяцев подписать формальное соглашение, предусматривающее существенные сокращения стратегических наступательных ядерных вооружений и включающее меры проверки, сопоставимые с теми, что были предусмотрены предыдущими соглашениями.
Перспектива подписания такого соглашения, которое решает стоящие перед г-ном Путиным две самые серьезные проблемы в области безопасности, означает, что г-н Буш-младший, по всей видимости, был прав, объявив вчера, что его решение о выходе из Договора по ПРО не следует рассматривать как угрозу России или как помеху на пути строительства новых взаимоотношений между Москвой и Западом.
Тем не менее сохраняется риск, что выход США из Договора по ПРО и преувеличенное внимание американской администрации к ПРО повредят национальным интересам Соединенных Штатов. Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.), кажется, намерен разработать и при возможности развернуть систему к концу первого срока президентства г-на Буша-младшего (2004 год), а официальные лица дают понять, что начнут строительство системы даже в случае, если останутся нерешенными серьезные технические проблемы. Хотя Договор по ПРО является двусторонним договором между Соединенными Штатами и Россией, его аннулирование скорее всего встревожит Китай, который, в отличие от России, имеет основания опасаться, что его ядерный арсенал может быть нейтрализован даже в случае развертывания ограниченной системы ПРО США.
Разработка системы противоракетной обороны должна стать первоочередной задачей США в области обороны как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Но теперь, когда Америка освободилась от ограничений на разнообразные программы испытаний, администрации Буша-младшего следует сбалансировать свои амбиции в части противоракетной обороны - которые в умах республиканцев давно уже выкристаллизовались в непоколебимую идеологическую концепцию - с требованиями сохранить глобальную стабильность и единение на время продолжительной борьбы против терроризма.
Ни у какой террористической организации или предоставляющего террористам убежище правительства нет ракет, способных достичь территории Соединенных Штатов, поэтому в будущем наиболее вероятны нападения террористов на американской земле с использованием других средств. Пусть даже Договор по ПРО перестанет существовать, но администрация США не должна отказываться от заключения с Россией предложенного соглашения о стратегических наступательных вооружениях, которое кодифицирует отношения таким образом, что они переживут нынешних президентов. Администрации США следует регулярно информировать не только Москву, но также и Пекин о прогрессе в испытаниях противоракетных систем. И ей не следует торопиться с развертыванием системы прежде, чем будет полностью доказана жизнеспособность заложенных в нее технологий, до того, как конгресс США и союзники по НАТО будут полностью проинформированы и с ними будут проведены консультации.
Отказываясь от Договора по ПРО, американская администрация открывает дорогу не только испытаниям систем ПРО, но также и возможности проводить их в одностороннем порядке. Первый путь необходим, второй был бы рискованным и безответственным.