Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Договор по ПРО и новые реальности

Америке нечем отвечать на угрозы, кроме как выходом из договоров

Договор по ПРО и новые реальности picture
Договор по ПРО и новые реальности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исходным пунктом для решения Буша выйти из Договора по ПРО от 1972 года стало его желание дать ход Стратегической оборонной инициативе своего предшественника Рейгана, выдвинутой в 1983 году. Аргумент Рейгана в её пользу был простым: лучше защитить американцев и союзников, чем угрожать местью или мстить, если дело дойдёт до ядерного удара.

Неожиданным выход американцев из Договора по ПРО не был. Еще во время избирательной кампании кандидат на пост президента Буш (Bush) довел до сведения свою точку зрения, что в случае необходимости он выйдет из соглашения от 1972 года, если это потребуется для создания эффективной системы противоракетной обороны. С тех пор по Потомаку много воды утекло, но Буш о своем обещании не забыл. К тому же выбран и удобный момент: В отношениях с Россией, а Договор по ПРО является двусторонним соглашением, как никогда раньше, нет никаких трений. По крайней мере, на первый взгляд. Есть также принципиальное согласие о дальнейшем сокращении количества боеголовок в области наступательных вооружений до уровня, который по силам России с точки зрения содержания и финансирования.

Но и это не все: Америка и ее европейские союзники во все большей степени вовлекают Россию в решение западных проблем и в работу международных экономических организаций. Если Москва пожелает, она может, используя свое соучастие в борьбе против терроризма, стать одним из союзников Запада в новой стратегической ситуации. Реакция России на выход американцев из Договора, а в ближайшем будущем - и на планы НАТО о приеме новых членов, возможно, и в лице бывших советских республик, покажет можно ли ожидать такой ориентации.

Исходным пунктом для решения Буша стало его желание дать ход Стратегической оборонной инициативе своего предшественника Рейгана (Reagan), выдвинутой в 1983 году. Аргумент Рейгана в ее пользу был простым: лучше защитить американцев и союзников, чем угрожать местью или мстить, если дело дойдет до ядерного удара. Технические проблемы, которые, в частности, продолжают существовать, не остановили президента от шага, который воспринимается им как верный.

Это означает отказ от господствовавшей в годы "холодной войны" доктрины устрашения и гарантированного взаимного уничтожения. Однако устрашение еще долгие годы оставалось для Вашингтона и Москвы, а также для других держав с их бюрократическим аппаратом путеводной звездой. Впрочем, реальности начали меняться уже тогда, и росли сомнения относительно того, а может ли принцип устрашения действительно функционировать и в век продолжающегося распространения оружия массового поражения и его применения такими режимами, как режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Во время войны в Персидском заливе еще можно было говорить, что Ирак не применяет против Израиля и коалиции химическое оружие, хотя он и располагал им, поскольку тогдашний государственный секретарь Бейкер (Baker) пригрозил нанесением ядерного удара, но после 11 сентября латентное устрашение показало свою несостоятельность. Одно лишь военное превосходство, даже если оно включает наличие ядерного оружия, не устрашает всех террористов. Израиль испытывает это почти каждый день, Америка познала страшным образом этот феномен три месяца назад. Для стран в качестве объекта нападения безразлично, является ли агрессором государственный режим или террористические организации, имеющие возросший по сравнению с прежними временами разрушительный потенциал.

Взамен системы противоракетной обороны, которой пока не существует, и относительно окончательного варианта которой пока нет окончательной ясности, Америка для защиты своей собственной крепости не может предложить ничего. Тот факт, что террористы использовали для своих целей пассажирские самолеты, не является аргументом в пользу отказа от оборонительной системы и против ракет. Как известно, ракеты Саддама Хуссейна достигали предместий Тель-Авива. Американцы, ко всему, пытаются защитить не только свою страну, но и территории своих союзников, если того они пожелают. Однако во главу угла пока стоит задача защиты американских вооруженных сил. Только таким образом ведущая держава может сохранить свою дееспособность в мировом плане.

Договор по ПРО становился все большим препятствием на пути этого процесса. В ходе предстоящих испытаний предстоит испытывать станции слежения морского базирования, что не разрешено соглашением. А следующим летом должно быть начато строительство шахт и центра управления на Аляске, что тоже идет вразрез с Договором по ПРО. Подготовка к выходу из него длилась не один год, однако у реальностей стратегического характера есть тоже свойство становиться однажды реальностью.