Вашингтон, 14 декабря 2001 года. Вчера президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) официально предупредил Россию о том, что Америка выходит из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. "Я пришел к заключению, что Договор по ПРО мешает правительству США разрабатывать способы защиты нашего народа от возможных в будущем ракетных нападений террористов или государств-изгоев", - сказал г-н Буш-младший. Выступивший в тот же вечер по российскому телевидению президент России Владимир Путин назвал американский шаг "ошибкой", но заявил, что он не представляет угрозы для национальной безопасности России. Давая понять, что он по-прежнему стоит за укрепление российско-американских связей, г-н Путин заявил, что "нынешний уровень двустороннего сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами следует не только сохранить, но также использовать для скорейшей выработки новой основы стратегического сотрудничества".
Официальные лица администрации Буша-младшего оценили сравнительно мягкую российскую реакцию как свидетельство того, что, несмотря на неудачу многомесячных переговоров по противоракетной обороне и судьбе Договора по ПРО, эти переговоры тем не менее позволили снизить остроту российской озабоченности последствиями развертывания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США. "Самое важное здесь в том, что решение США о выходе из Договора по ПРО не привело к гонке вооружений. Напротив, - заявил государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell). Он назвал высказывания г-на Путина "весьма ободряющими" и сказал, что две стороны продолжат осуществление планов глубоких сокращений стратегических наступательных ядерных систем оружия.
Действительно, вчера г-н Путин озвучил российское предложение, в соответствии с которым обе ядерные державы сокращают количество своих ядерных боезарядов на стратегических носителях до 1500-2200 единиц (г-н Буш-младший в прошлом месяце предложил сокращения до уровня 1700-2200 единиц). Г-н Пауэлл призвал обе страны "активно работать над тем, чтобы облечь эти предложения в легальную форму". Один высокопоставленный помощник г-на Буша-младшего сообщил, что будущей весной президент США посетит Москву, имея в виду подписать формальное соглашение, которое кодифицирует сокращения ядерных арсеналов. Россия хочет, чтобы сокращения были постоянными и обязательными, тогда как официальные лица администрации Буша-младшего хотели бы большей гибкости.
Реакция Китая на решение г-на Буша-младшего выйти из Договора по ПРО заботит американскую администрацию не меньше, чем российская реакция. Многие специалисты предупреждают, что отказ от Договора по ПРО приведет к гонке вооружений в Азии. Имеющиеся у Китая примерно две дюжины ядерных боезарядов на стратегических носителях могут быть нейтрализованы, если Соединенным Штатам когда-нибудь удастся разработать даже ограниченную НПРО. Если Китай усовершенствует и нарастит свои ядерные вооружения, тогда его соперник, Индия, может также нарастить собственный ядерный арсенал. Тайвань и Япония также могли бы начать создавать собственное ядерное оружие.
Памятуя об этой возможности, г-н Пауэлл в среду сказал, что звонил китайскому министру иностранных дел Тану Цзясюаню (Tang Jiaxuan) и имел в государственном департаменте США "длительную беседу" относительно намерений Соединенных Штатов с послом Китая в Организации Объединенных Наций (ООН) Ваном Цзечи (Yang Jiechi). "Я надеюсь, что они придут к тем же выводам, что и россияне, что эта акция не направлена против них, - сказал г-н Пауэлл. - Это не угрожает их возможностям стратегического устрашения".
Несмотря на заверения администрации, заявление г-на Буша-младшего было встречено залпом критики со стороны ключевых фигур Демократической партии США и специалистов по контролю над вооружениями, которые заявили, что президент без необходимости усилил ядерную нестабильность и нанес ущерб отношениям с Москвой ради непроверенных технологий и испытаний, которые еще многие годы не обязательно должны были войти в противоречие с положениями Договора по ПРО. "Эта группа (представителей американской администрации - прим. пер.) не желает быть связанной никакими договорными обязательствами и хочет, чтобы у нее были полностью развязаны руки", - сказал Джон Райнлэндер (John Rhinelander), юрист, участвовавший в переговорах по заключению Договора по ПРО при администрации Никсона (Richard M. Nixon).
"Односторонний отказ от Договора по ПРО является серьезной ошибкой, - сказал председатель сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден-младший (Joseph R. Biden Jr.). - В ближайшем будущем у США нет нужды проводить никаких таких противоракетных испытаний, что потребовали бы от нас выхода из договора, который помог сохранить мир в последние 30 лет". Г-н Байден сказал, что "реальную угрозу" для национальной безопасности представляет оружие массового поражения (ОМП) в руках террористов, которые, по его словам, не будут использовать ракеты для его доставки к целям. "Сегодняшнее решение ведет к неправильной расстановке наших приоритетов и распределению наших ресурсов; оно потенциально способно вызвать опасную новую гонку вооружений в Азии", - сказал он.
Г-н Буш-младший имел полномочия самостоятельно принять решение о выходе из Договора по ПРО, однако сенатор Роберт Берд (Robert C. Byrd), демократ от штата Западная Виргиния, критикует президента за то, что тот не проконсультировался с конгрессом США. Президенту Бушу-младшему ни в коей мере не помогло то обстоятельство, что его решение о выходе из Договора по ПРО было объявлено сразу же вслед за правительственными распоряжениями о гражданских правах лиц, подозреваемых в терроризме, и совпало с первой заявкой г-на Буша-младшего на привилегию исполнительной власти. Он сослался на эту привилегию для того, чтобы блокировать доступ конгресса к документам, которые затребовала комиссия палаты представителей, расследующая дело 30-летней давности об одной бостонской банде гангстеров и финансовые злоупотребления, допущенные администрацией Клинтона (Bill Clinton) в ходе избирательной кампании.
"Воспрещение участия конгресса в процессе принятия решений, касающихся межгосударственных соглашений, представляет собой опасный и губительный курс действий, - сказал г-н Берд. - Он по существу подрывает намерения тех, кто написал нашу Конституцию. Монархи заключают договора. Американские президенты предлагают из заключить".
Некоторые специалисты по контролю над вооружениями заявили, что выход США из Договора по ПРО таит в себе риски, которые простираются за пределы эры правления г-на Путина. Они сказали, что Россия однажды может оснастить свои межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) сухопутного базирования многозарядными головными частями, хотя это и запрещено соглашением о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2, которое соблюдается обеими сторонами несмотря на то, что законодательные власти как той, так и другой страны так никогда и не ратифицировали его окончательно.
"Некоторые могут подумать, что, коль скоро россияне это проглотили, ну и хорошо. Но российская позиция по этому вопросу в данный момент не является критически важной для решения о том, отвечает ли данный шаг долговременным интересам Соединенных Штатов, имея в виду, что он будет влиять на стратегические отношения и после окончания сроков пребывания у власти администраций Буша-младшего и Путина", - сказал Леон Фуэрт (Leon Fuerth), который был советником по национальной безопасности вице-президента США Эла Гора (Al Gore).
Многие специалисты по контролю над вооружениями считают, что, если Соединенные Штаты когда-нибудь развернут работоспособную НПРО, то, с учетом "дыр" в российской системе раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении, это может подтолкнуть Россию к тому, чтобы увеличить число своих стратегических средств доставки ядерного оружия, поддерживаемых в состоянии наивысшей боевой готовности; тем самым опасность обмена ядерными ударами будет повышена, а не понижена.
Многие специалисты по контролю над вооружениями высказывают мнение, что сдержанная реакция России обусловлена тем, что она подсчитала, что Соединенным Штатам потребуются многие годы и десятки, если не сотни миллиардов долларов, чтобы сделать свою противоракетную технологию работоспособной. Однако г-н Буш-младший подчеркивал, что в американо-российских отношениях наступила новая эра. Он сказал: "Мы идем к тому, чтобы заменить взаимное гарантированное уничтожение взаимным сотрудничеством".
Решение Буша-младшего последовало после четырех месяцев переговоров по поводу того, что сделать с Договором по ПРО, чтобы он не мешал американским противоракетным испытаниям. Россия хотела сохранить Договор по ПРО и, кроме того, хотела иметь право высказываться по поводу масштабов испытаний и развертывания любой будущей НПРО. Вчера пресс-секретарь Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) Ари Флейшер (Ari Fleischer) сказал, что г-н Буш-младший считал, что будет лучше выйти из договора, чем заниматься "бесконечными спорами" по вопросу его соблюдения.