На протяжении трех лет российское руководство протестовало против американских планов создания системы противоракетной обороны и иногда в резких тонах даже угрожало "ответными мерами". Однако теперь, когда президент Буш (Bush) заявил о выходе из Договора, Москва, что бросается в глаза, сохраняет спокойствие. Говорить, что это известие застало российское руководство врасплох, никак нельзя. Напротив. Уже несколько дней назад оно было поставлено в известность Белым домом. Очевидно, президент и правительство решили не делать из факта выхода из подписанного давным-давно Договора трагедии. Когда в среду информация о решении Буша просочилась в общественность, премьер-министр Касьянов заявил лишь, что Россия будет сожалеть в связи с этим шагом.
Твердое намерение подписать новый договор о разоружении
Спустя два часа после речи Буша президент Путин выступил с телевизионным обращением к населению. При этом он совершенно отказался от тяжелой словесной артиллерии. Путин назвал американское решение ошибкой, поскольку Договор выполнял роль несущей конструкции в международной архитектуре безопасности. Однако он высказался за сохранение нынешнего высокого уровня российско-американских отношений и предложил, среди прочего, использовать их для придания недавно достигнутому соглашению о радикальных шагах в области разоружения в области ядерного оружия договорный характер. Он заверил телезрителей в том, что выход из Договора не создает угрозы безопасности России.
Никакой истерии, никаких угроз, никаких жестких обвинений: на этот раз московские политики, в отличие от прежних кризисных моментов, продемонстрировали большую рассудительность и трезвость. Это, однако, не должно вводить в заблуждение, что Буш обошелся с российским руководством бесцеремонно. После террористических актов, совершенных 11 сентября президент Путин взял дружеский курс по отношению к Америке. И это несмотря на неприкрытый скепсис ястребов среди бюрократии и военных. В качестве вознаграждения за свое сотрудничество в рамках антитеррористической коалиции Путин ждал взаимности со стороны американцев в области контроля над вооружениями и по другим спорным вопросам.
Надежды, которые не сбылись
Очевидно, что до встречи в верхах на ранчо Буша в Техасе месяц назад глава Кремля еще надеялся, что сможет задержать кончину Договора по ПРО. Москва предложила изложить положения Договора по ограничению и разработке систем противоракетной обороны таким образом, чтобы американцы могли какое-то время продолжать свою программу испытаний. Но Вашингтон на это не пошел. Не удалось пока получить и другие дивиденды от проамериканского курса, на которые была надежда, например, в области торговли. Теперь Путин оказался перед лицом своих критиков внутри страны почти с пустыми руками. Лидер коммунистов Зюганов заговорил о том, что в Белом доме верх взяли политики, которые хотят подчинить диктату весь мир. Он потребовал от главы Кремля, как следует задуматься о национальной безопасности. Близкие к правительству политики разочарованы, судя по всему, прежде всего, моментом, выбранным Бушем для оглашения решения. Оно наносит ущерб новому климату доверия, который возник между двумя странами после 11 сентября, сказал один из авторитетных членов партии Кремля "Единство и Отечество" Козачов. По его мнению, американская администрация поставила Путина в трудное положение.
Влиятельный политик в области безопасности Лукин видит в принятом решении возвращение США к односторонней политике. Он, по его словам, не замечает с американской стороны признания того, что действия в рамках коалиции означает также и необходимость идти на уступки. Многие политики оказывали поддержку Путину тем, что пытались умалять значение шага американцев. Национальной безопасности, по их словам, не будет нанесен ущерб, поскольку российский ракетный потенциал может играючись справиться с американским оборонительным щитом. Еще несколько месяцев назад те же политики высказывались в совершенно противоположном духе.
Заинтересованности в эскалации нет ни у кого
Широко распространено мнение, что после принятого американцами решения придется окончательно снять с повестки дня Договор СНВ-2 от 1993 года. Дума ратифицировала соглашение о сокращении стратегических ядерных вооружений лишь при условии, что в силе будет оставаться по ПРО. Антиамерикански настроенные политики и военные предлагают вновь оснастить межконтинентальные ракеты , которые были запрещены Договором СНВ-2, кассетными боеголовками. Несколько месяцев назад Путин тоже грозил пойти на этот шаг. Однако сегодня он молчит. Он не заинтересован в обострении конфликта вокруг ПРО, но он очень заинтересован в том, чтобы быстрее перейти к другим вопросам повестки дня.
Китай критикует планы выхода из Договора по ПРО
В Китае планирующийся выход США из Договора по ПРО об ограничении противоракетных систем подвергается критике. "Китай не поддерживает планы создания системы противоракетной обороны и озабочен возможными негативными последствиями", - сказала пресс-секретарь пекинского Министерства иностранных дел. Однако тон заявления, в отличие от прежних критических высказываний, был мягче. Китай опасается, что его значительно меньший ядерный потенциал утратит свою значимость. От создания противоракетного щита может выгадать также Тайвань.