14 декабря 2001 года. Приняв решение отказаться от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, президент США Буш-младший (George W. Bush) поставил мир перед совершенно новой неуверенностью относительно роли ядерного оружия. В разгар "холодной войны" Договор по ПРО был попыткой доказать, что это оружие является исключительно оборонительным. Но сейчас, когда другие страны пытаются создать ядерные бомбы и ракеты для их доставки к целям, Соединенные Штаты в деле обеспечения своей безопасности уже не могут полагаться всего лишь на какой-то договор. Этот договор должен уйти, потому что г-н Буш-младший хочет продолжать испытания системы противоракетной обороны, которая явится нарушением договорных обязательств. В вопросе отказа от договора советской эры он пытался, но не смог заручиться поддержкой российского президента Владимира Путина. Кремль с советских времен и до настоящего времени крепко держится за Договор по ПРО как гарантию стратегического равенства с Соединенными Штатами.
Представляется, что российская реакция свидетельствует о том, что Россия покорилась американскому шагу. В данный момент американо-российские отношения являются необычно теплыми. Г-н Путин и г-н Буш-младший установили тесные личные отношения; кроме того, Россия является надежным союзником в войне против терроризма. Эти две страны движутся к соглашению о глубоких сокращениях своих ядерных арсеналов. Американская администрация сделала ставку на то, что выход США из Договора по ПРО - едва ли ставший сюрпризом - не ослабит этих новых связей. И она, пожалуй, в этом права. Партнерские отношения с Соединенными Штатами слишком важны для России.
Вероятно, администрацию США больше заботит то, что Китай может отреагировать попыткой нарастить свой незначительный запас стратегических ракет и ядерных боеголовок, чтобы сохранить действенную возможность устрашения Соединенных Штатов. Убедить Пекин в том, что ему нечего бояться, станет одной из крупных задач дипломатической команды президента Буша-младшего.
Является ли противоракетная оборона хорошим объектом для инвестирования? У президента на этот счет явно нет сомнений. Он доказывает, что нападения 11 сентября подчеркивают нужду в противодействии еще более мощным вооружениям - например, ракетам - которые могут оказаться в руках террористов. И он прав, утверждая, что террорист "Аль-Каиды" (Al Qaeda), располагающий таким оружием, непременно попытается его применить.
Однако весьма трудно себе представить, как террорист может приобрести подобные средства. И не менее трудно представить, что какое-то "государство-изгой" окажется настолько безрассудным, чтобы запустить свои ракеты по Соединенным Штатам, прекрасно сознавая, что оно получит в ответ.
А как насчет затрат? Необходимые для развертывания даже умеренной системы противоракетной обороны 60 или около того миллиардов долларов сделали бы приличную дыру в национальном бюджете в предстоящие годы.
Есть ли свидетельства, что система окажется работоспособной? Проведенные до настоящего времени испытания являются в лучшем случае неоднозначными. Но президент недавно говорил о многообещающих результатах. А устранение препятствий, которые создает Договор по ПРО, позволит проводить более совершенные испытания. Технические барьеры, достаточно высокие, тем не менее преодолимы. Многое будет зависеть от того, удастся ли продолжать наши усилия на протяжении длительного срока.
Для этого потребуется двухпартийная поддержка дома. Демократы в общем случае поддерживают выделение денег на исследования в области противоракетной обороны, но многие высказываются против отказа от Договора по ПРО. У них имеются глубокие сомнения относительно целесообразности крупных расходов на этот проект.
Сделанное президентом США заявление запустило отсчет 6-месячного срока с момента уведомления, после чего договор теряет силу. В этот период г-ну Бушу-младшему нужно будет постараться убедить россиян, китайцев и, что не менее важно, союзников, которые ему потребуются в конгрессе США, чтобы двинуть вперед эту спорную стратегию.