Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Договор по ПРО, возможно, и стал историей, но доктрина взаимного гарантированного уничтожения √ жива

Даже в момент, когда мы ведем переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, мы держим под прицелом его кремлевский офис, утверждает Джозеф Циринционе из Фонда Карнеги за международный мир

Договор по ПРО, возможно, и стал историей, но доктрина взаимного гарантированного уничтожения √ жива picture
Договор по ПРО, возможно, и стал историей, но доктрина взаимного гарантированного уничтожения √ жива picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В более общем плане администрация Буша-младшего имеет тенденцию с подозрением относиться к глобальным договорам. Пожалуй, ничто лучше не может указывать на это обстоятельство, чем назначение г-на Болтона на роль главного переговорщика по контролю над вооружениями. Г-н Болтон суммировал свои взгляды в статье, опубликованной в издаваемом под эгидой Чикагского университета журнале "Международное право", разделив мир политики на "американистов" и "глобалистов". Он заявил, что глобалисты √ "каждый из которых нянчится со своим любимым новым договором или многосторонним предложением" √ хотят оплести Соединенные Штаты сетью соглашений по всем вопросам, от контроля над вооружениями до борьбы за экологию и далее до защиты прав человека, тогда как американисты хотят сохранить суверенитет и политическую гибкость Соединенных Штатов.

Вашингтон, 16 декабря 2001 года. На слушаниях в американском конгрессе в связи с утверждением Джона Болтона (John R. Bolton) в должности помощника государственного секретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности сенатор Джесси Хелмс (Jesse Helms), республиканец от штата Северная Каролина, произнес, посмеиваясь, такие слова: "Джон, я хочу, чтобы ты выбросил Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года туда же, куда мы скинули второго подписанта этого договора, Советский Союз, то есть на свалку истории". В четверг президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) официально объявил, что Соединенные Штаты выходят их этого исторического соглашения, чтобы иметь возможность беспрепятственно проводить широкие испытания своей системы противоракетной обороны. Однако многие специалисты по контролю над вооружениями заявляют, что ядерное устрашение, известное как доктрина гарантированного взаимного уничтожения (Mutually Assured Destruction - MAD), по-прежнему живет и здравствует. Эта доктрина даже была использована администрацией Буша-младшего, чтобы убедить россиян, что планируемая национальная система противоракетной обороны (НПРО) не будет способна помешать российскому полномасштабному ракетно-ядерному нападению на Соединенные Штаты Америки.

Соединенные Штаты имеют около 5950 ядерных боезарядов на стратегических носителях, способных достичь территории России, а Россия имеет около 5800 таких зарядов, способных поразить Америку. Поскольку органы военного планирования обеих стран опасаются внезапного удара другой стороны, некоторая часть этих средств ядерного нападения постоянно поддерживается в готовности к применению буквально в считанные минуты после получения приказа - и эта ситуация едва ли изменится в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что на прошлой неделе г-н Буш-младший говорил о замене гарантированного взаимного уничтожения на "взаимное сотрудничество", военные в обеих странах по-прежнему имеют приказ быть в готовности к уничтожению противника. "Наши стратегические ядерные силы (СЯС) сконфигурированы таким образом, чтобы угрожать российским ядерным и экономическим объектам, - сказал директор проекта нераспространения ядерного оружия в Фонде Карнеги за международный мир Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione). - Даже в момент, когда мы ведем переговоры с российским президентом Владимиром Путиным, мы держим под прицелом его кремлевский офис. Такова правда жизни".

Ядерный баланс страха удивительно стабилен. Даже в разгар "холодной войны" Россия и Америка прилагали все усилия, чтобы избежать прямого обмена ударами. Теперь, когда некоторые критики предложенного администрацией Буша-младшего плана строительства противоракетного щита утверждают, что он не будет работоспособным, некоторые российские критики опасаются, что этот план может стать таковым.

По утверждению президента вашингтонской аналитической организации "Центр оборонной информации" (Center for Defense Information) Брюса Блэра (Bruce Blair), российские органы военного планирования боятся, что после американского первого удара сохранится менее 100 российских стратегических средств ядерного нападения, и что качественный скачок в противоракетных технологиях позволит Соединенным Штатам защититься от этих остаточных российских СЯС.

Более того, российская система раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении, в которую входят спутники и радиолокационные станции, устаревает и теряет свою надежность. "Это, вероятно, усиливает каждодневную нестабильность, - сказал Джон Райнлэндер (John Rhinelander), юрист, который в годы администрации Никсона (Richard M. Nixon) участвовал в подготовке Договора по ПРО. - В российской системе раннего предупреждения полно "дыр", и поэтому Россия продолжает держать значительное число своих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в постоянной готовности к пуску. И я не вижу, как мы можем исправить эту ситуацию, если будем все так же бросать песок им в лицо".

Некоторые специалисты по контролю над вооружениями доказывают также, что выход США из Договора по ПРО может укрепить позиции российских твердолобых, которые хотят отмены некоторых положений соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно этому соглашению, Россия к 2007 году должна демонтировать и уничтожить 100 МБР SS-18 (условное обозначение НАТО - прим. пер.) с 10 боеголовками каждая и сократить число боеголовок в комплектации головных частей МБР SS-19 (условное обозначение НАТО - прим. пер.) с шести до одной. Кое-кто из российских стратегов предлагает сохранить многозарядные головные части МБР, чтобы повысить их шансы на преодоление любой НПРО США.

"Что нужно было бы сделать Соединенным Штатам с Договором по ПРО, чтобы гарантировать, что мы учитываем новую (ракетную) угрозу? Ответ таков: мы могли сделать очень многое, не разрушая Договора по ПРО, - сказал Строб Тэлботт (Strobe Talbott), который, будучи в администрации Клинтона (Bill Clinton) заместителем государственного секретаря США, пытался договориться с Россией о внесении изменений в Договор по ПРО. - Другой вопрос: Как вы считаете, полезны ли все еще двусторонние официальные соглашения между США и Россией? Администрация Клинтона полагала, что они очень полезны".

Администрация Буша-младшего уделяет первоочередное внимание созданию эшелонированной (многослойной) системы обороны от баллистических ракет. Даже (государственный секретарь США - прим. пер.) Колин Пауэлл (Colin L. Powell), который, как считают, был менее других в администрации склонен к одностороннему выходу Соединенных Штатов из Договора по ПРО, в мае 2000 года поддержал г-на Буша-младшего, когда в то время еще кандидат в президенты Америки заявил, что выйдет из этого договора, если Россия не согласится на испытания системы ПРО США.

В более общем плане администрация Буша-младшего имеет тенденцию с подозрением относиться к глобальным договорам. Пожалуй, ничто лучше не может указывать на это обстоятельство, чем назначение г-на Болтона на роль главного переговорщика по контролю над вооружениями. Г-н Болтон суммировал свои взгляды в статье, опубликованной в издаваемом под эгидой Чикагского университета журнале "Международное право", разделив мир политики на "американистов" и "глобалистов". Он заявил, что глобалисты - "каждый из которых нянчится со своим любимым новым договором или многосторонним предложением" - хотят оплести Соединенные Штаты сетью соглашений по всем вопросам, от контроля над вооружениями до борьбы за экологию и далее до защиты прав человека, тогда как американисты хотят сохранить суверенитет и политическую гибкость Соединенных Штатов.

"Всякий раз, когда Америка уступает международному давлению, - писал в вышеупомянутой статье г-н Болтон, который в этом году восемь раз побывал в Москве для переговоров о Договоре по ПРО, - она создает важный и пагубный прецедент для всех остальных". Куда лучше, доказывал он на слушаниях в конгрессе США и в других публичных выступлениях, был бы подход, который строится на неформальных договоренностях, скрепленных рукопожатием таких лидеров, как президенты Буш-младший и Путин.

Однако администрация Буша-младшего уступила необходимости иметь кое-какие письменные соглашения. Хотя советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сказала, что новые потолки для стратегического ядерного оружия будут установлены неформально, г-н Пауэлл сегодня ведет переговоры о заключении формального письменного соглашения, включающего меры проверки его выполнения.