Вашингтон, 17 декабря 2001 года. До прошлой недели Россия и ее руководитель были на коне. В нынешний сезон смены стратегических союзников и войны с терроризмом Россия в очередной раз заняла центральное место в американской внешней политике, и казалось, что одним из тех, кому крупно повезло, является ее президент, Владимир Путин. Затем последовало заявление президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) о том, что Соединенные Штаты выходят из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. А теперь возникает вопрос: кто над кем одерживает верх в этой самой интересной за многие десятилетия игре в дипломатическое казино между сыном бывшего главы Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США и человеком, которого взрастил Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР?
После ада 11 сентября никакая иностранная держава не действовала так быстро и решительно, как Россия, предложившая разведывательную помощь и право пролета над своей территорией и давшая согласие на размещение на военных базах в Средней Азии группировки вооруженных сил США для войны в Афганистане.
Больше всех выиграл от этого сотрудничества г-н Путин. Тот факт, что его показывали стоящим рядом с г-ном Бушем-младшим в ходе четырех встреч на высшем уровне, позволил ему в значительной мере избавиться от укоренившегося на Западе отрицательного имиджа бывшего офицера КГБ, который допускает массовые зверства в Чечне и душит московские независимые средства массовой информации. Теперь, когда близка военная победа в Афганистане, решение президента Буша-младшего расстаться с Договором по ПРО, который занимал значительное место в отношениях между двумя великими ядерными державами, ставит вопрос: а не намеревается ли г-н Буш-младший положить конец своим заигрываниям с Россией.
Если внешняя политика - песня, сказал специалист по России Тоби Гати (Toby T. Gati), который при администрации Клинтона (Bill Clinton) был начальником разведки государственного департамента США, то действия г-на Буша-младшего заставляют вспомнить о словах из песни Пола Саймона (Paul Simon) "Пятьдесят способов расстаться с любимым человеком" ("Fifty ways to leave your lover"). Одному из помощников г-на Пауэлла (Colin L. Powell, государственный секретарь США - прим. пер.) пришла в голову аналогичная мысль сравнить вопрос, который занимает умы недавно встречавшихся с г-ном Пауэллом членов российского парламента, с другой песней "Будешь ли ты по-прежнему любить меня завтра?" (Will you still love me tomorrow?").
Те российские законодатели не знали о предстоявшем заявлении г-на Буша-младшего, но уже тогда были озабочены тем, что решения г-на Путина прочно объединить Россию с Соединенными Штатами, открыть американским войскам двери в Среднюю Азию и снова раскрыть российские дружеские объятия для Организации Североатлантического договора (НАТО) могут ударить по нему самому, если выяснится, что г-на Буш-младший просто "играет" с г-ном Путиным, чтобы заручиться его поддержкой целей американской войны. Это было бы смачной иронией, ибо кое-кто из американских критиков г-на Буша-младшего вот уже много месяцев ворчит, что г-н Путин использует те уловки, которым его обучили в КГБ, чтобы манипулировать американским президентом.
Ведь, в конце концов, именно г-н Буш-младший произнес фразу о том, что заглянул г-ну Путину в душу и понял, что этому партнеру можно доверять. А теперь, в Афганистане, Америка ведет войну с терроризмом, которой желал г-н Путин. России не пришлось выделять для участия в военных операциях ни одного своего солдата. Но она от этих операций выигрывает бесконечно много, блокируя поток героина из Афганистана и перекрывая пути проникновения воинствующих исламистов, которые участвуют в повстанческом движении в Чечне.
На протяжении трех месяцев г-н Путин, оставаясь в стороне, подбадривает Америку, предлагая политическую поддержку в Организации Объединенных Наций (ООН) и открывая для Вашингтона библиотеку российских разведывательных досье по Усаме бен Ладену (Osama bin Laden) и его террористической организации "Аль-Каида" (Al Qaeda), которая вот уже многие годы досаждает России и Средней Азии. "Путин сейчас заставляет американцев таскать для него каштаны из огня в Афганистане и готов сражаться до последнего американца", - сказал г-н Гати.
Когда в прошлом месяце пала афганская столица Кабул, поддерживаемый Россией Северный альянс первым заявил свои права на этот город. Российские парни выиграли. Дюжина российских транспортных самолетов прилетела в Кабул, тогда как полевые командиры Северного альянса и американский командующий, генерал Томми Фрэнкс (Tommy Franks), запретили входить в столицу английским и французским войскам, которые питали надежду на правах победителей получить для себя роль в решении гуманитарных проблем и в обеспечении безопасности.
Для России было очевидным, что Америка не хочет оставаться в Средней Азии, и поэтому российская роль в этом регионе - как члена коалиции и нового американского партнера - приобретет законный статус, даже несмотря на то, что во всем регионе новые лидеры независимых государств потратили последнее десятилетие на попытки удержать Москву на расстоянии. Россия снова вступила в большую игру, набирая влияние и получая шанс на доминирующее положение в добыче нефти и природного газа в регионе, поскольку все тамошние дороги - особенно трубопроводные магистрали - ведут в Россию.
Было тут и кое-что еще. Международный имидж Саудовской Аравии пострадал от открытия, что многие ее мечети заражены радикализмом бен Ладена. Г-н Путин проворно предложил, чтобы Россия - с ее богатыми энергетическими ресурсами и развитой трубопроводной сетью -взяла на себя роль важного поставщика энергии на Запад в случае, если нестабильность начнет сотрясать Аравийский полуостров.
Но, если все казалось таким ясным на прошлой неделе, то для многих в Москве день сегодняшний напоминает утро горького похмелья. Первая реакция г-на Путина на решение Соединенных Штатов относительно Договора по ПРО была, как и надеялся Вашингтон, сдержанной. Никаких истерических публичных обвинений. Решение было ошибочным, сказал он, но оно "не создает угрозы для национальной безопасности Российской Федерации". И где теперь Россия в американской внешней политике? Это безусловно хотели бы знать г-н Путин и те в российском политическом истэблишменте, кто его поддерживал.
Специалист по России из Брукингского института (Brookings Institution) Иво Даалдер (Ivo Daalder), который служил в администрации Клинтона, размышляет над вопросом, "выдержат ли российско-американские отношения и станут ли они сильнее даже при столь большом пятне" на гроссбухе. Вполне может случиться, что потихоньку снова иссякнет российское желание сотрудничать в таких критических областях, как обеспечение сохранности и безопасности хранения российского ядерного оружия и его радиологической начинки, которую хотели бы заполучить в свои руки многие террористы. "Ответа на этот вопрос я не знаю, но опасаюсь самого худшего", - сказал г-н Даалдер.
Причина того, что целый ряд специалистов обуревают столь темные мысли в связи с долгосрочным эффектом решения г-на Буша-младшего относительно Договора по ПРО, заключается в том, что россияне - как представляется американцам - усматривают во всем этом продолжающуюся внутри администрации Буша-младшего идеологическую борьбу, в которой российской политике зачастую отводится роль средства для достижения целей. По мнению некоторых советников г-на Буша-младшего, было бы ошибкой дать России более высокий статус; они считают, что она его просто не заслуживает, принимая во внимание закат ее могущества и снижение геополитической роли в глобализованной экономике.
Месяц назад г-н Буш-младший обещал г-ну Путину на их встрече в городке Крофорд, штат Техас, что Соединенные Штаты будут рады приветствовать Россию в составе главных руководящих органов НАТО. Но министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld) постарался изъять из заявления для прессы все ссылки на "двадцатку" НАТО (как теперь стали именовать совет НАТО, в котором 19 членов этой организации сидят за одним столом с Россией, образуя единый альянс 20 государств).
Г-н Рамсфелд проиграл эту битву, однако его вмешательство затормозило переговоры о том, как лучше интегрировать Россию в этот альянс. Твердолобые хотели, в частности, гарантий, что Россия не сумеет повлиять на запланированный на следующий год очередной раунд расширения НАТО, в результате чего в эту организацию могут быть приняты до девяти новых членов.
Обращает на себя внимание тот факт, что в сделанном в конце прошлой недели Белым домом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) заявлении, где дается положительная оценка реакции г-на Путина на решение США выйти из Договора по ПРО, отсутствуют всякие упоминания о роли России в системе обеспечения безопасности Запада; представляется, что в этом заявлении сделана попытка заставить Москву принять новую реалию, что нынешний стратегический расклад благоприятствует исключительно Америке.
"Основополагающий национальный интерес диктует, что другие страны - включая Россию - "будут продолжать сотрудничать с нами, когда это отвечает их интересам", - отметил г-н Даалдер. Но в конечном итоге, заявил он, разочарование в связи с отказом США от Договора по ПРО может вынудить Россию "отказаться от презумпции будущего сотрудничества, которое играет столь важную роль для наших отношений с союзниками и друзьями во всем мире".