Введение с сегодняшнего дня в обращение первых монет евро и с 1 января 2002 года - банкнот - завершающий этап большого пути: только с введением единой европейской валюты процесс европейского единения станет необратимым. А европейское единение - это предпосылка для мира и свободы в 21-м веке.
Десять лет назад почти никто не верил, что уже скоро в самых отдаленных уголках Европы будет действовать единая валюта. Когда мы - главы государств и правительств Европейского сообщества - подписали в декабре 1991 года в Маастрихте Договор о введении евро, было много скептических высказываний.
И вот провидцы оказались настоящими реалистами. Уже сами отцы Европейского сообщества - такие государственные мужи, как Роберт Шуман (Robert Schuman), Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и Alcide de Gasperi, доказали это. А введение новой валюты вновь подтверждает, что мужество, целеустремленность и терпение являются ключом к успеху. Это подтвердил и Людвиг Эрхард (Ludwig Erhard). Когда в 1948 году была введена немецкая марка, сразу же дала о себе знать масса господ-пессимистов┘
Это был успех поколений, которые превратили немецкую марку в тот инструментом, которым он сегодня является. То же самое будет и с евро. Не Европейский центральный банк, а прилежание и богатство идей превратят его в мировую валюту, которая займет свое место сразу после доллара США.
Я особенно выступал за то, чтобы новая европейская валюта была стабильной. Накопления, небольшие пенсии и низкие доходы не должны съедать инфляция. Наши внутренние гарантии показали себя эффективными. Внешний мир евро, прежде всего в противостоянии с долларом США, отражает, напротив, в первую очередь слабость или силу экономической политики, которую проводят отдельные европейские страны.
Валюта больше чем инструмент платежа, она имеет что-то общее с нашей политической и культурной идентификацией. Нынешнее молодое поколение будет испытывать точно такие же, обычные чувства, какие испытывали мы, пользуясь немецкой маркой. Они даже не смогут себе представить, что это могло быть иначе. Таким образом, совершенно естественным путем возникает чувство общности, которое усиливает единство европейцев.
Строительство политического европейского союза пока еще не завершено. В ближайшие годы мы должны расширить это здание, покрыть его крышей, способной выдержать непогоду. Это в интересах всех нас, поскольку в 21-м столетии кроется много новых опасностей, которым в одиночку не сможет противостоять ни одна европейская страна.