Она стояла десятилетиями перед мавзолеем Ленина и перед любым магазином, в 1990 году, в течение нескольких месяцев, - перед рестораном "Макдональдс" на Пушкинской площади, а потом посчитали, что все это в прошлом: речь идет об очередях. И вот теперь неожиданно они появились снова. На улице, кажется минус семь градусов. Несколько сот россиян стоят уже полтора часа. Их цель: попасть в московский филиал немецкого торгового концерна "Метро".
В ноябре концерн открыл два рынка самообслуживания. Хотя "Метро", использующий карточную систему, намерен обслуживать только предпринимательские структуры, такие, как фирмы по снабжению продовольственными товарами, рестораны и торговцев розничными товарами, наплыв покупателей напоминает советские времена, когда покупать было (почти) нечего. При этом "метро" привлекает не только западными товарами. По собственным данным, 70 процентов товаров является российской продукцией, а что касается продовольственных товаров, то эта доля составляет от 80 до 90 процентов. Пока концерн инвестировал 51 миллион долларов США, на очереди - инвестиции в Россию в размере 150 миллионов долларов США. "Дела идут прекрасно. В наступающем году мы собираемся открыть в Москве еще четыре рынка. В среднесрочной перспективе мы думаем также об освоении других российских центров", - говорит пресс-секретарь "Метро" относительно присутствия в России, которую поносят как страну, неблагоприятную для инвесторов.
"Метро" - это лишь один из западных концернов, который отреагировал на растущий уровень потребления среднего сословия. Шведский концерн "Икеа", который торгует мебелью с прошлого года, открывает в декабре второй мебельный рынок, планирует затем открыть еще пять и собирается вложить в Россию в течение десяти лет два миллиарда долларов США, в том числе и на строительство мебельных фабрик.
Будь то "Метро", "Аухан", "Бенетон" или турецкий торговый концерн "Раменка" - лидер по числу гипермаркетов в Москве, Россия для западных торговых фирм становится все более интересной. Почему, на этот счет есть исследование, проведенное экономическим журналом "Эксперт". Если в 1999 году в России было продано потребительских товаров на сумму 100 миллиардов долларов США, то в этом году на 150-175 миллиардов долларов США. Локомотивом по части спроса на потребительские товары является, согласно исследованию, среднее сословие. В России типичная семья, представляющая средний слой населения, состоит из трех человек. Примерно, четверть своих денег она тратит на продукты питания, десятую часть на одежду. Доход семьи находится на уровне 1 000 долларов США в месяц.
"С тех пор, как появилась возможность практически все, в России началась потребительская эра. Людям доставляет это удовольствие", - говорит эксперт по рынкам Мария Вакатова. Даже если москвичи все в большей мере становятся частью глобального потребительского общества, они сохраняют свои особенности. Россияне покупают больше книг и водки, меньше пользуются закусочными и меньше смотрят телевизионную рекламу. Если сельское население нищает, то среднее сословие в городах смотрит в будущее с оптимизмом. Три четверти представителей этого слоя жителей рассчитывает на увеличение доходов, почти каждый второй - на улучшение своего жизненного уровня.
"Разумеется, для нашего присутствия в России есть то преимущество, что здесь стабилизировалась политическая ситуация", - говорит пресс-секретарь "Метро". Так, после принятия несколько недель назад Земельного кодекса концерн может не беспокоиться о договоре об долгосрочной аренде земельного участка, он может землю даже прикупить.
Рост спроса на потребительские товары заметно сказывается также и на рынке недвижимости. Согласно исследованию фирмы "Jones Lang Laslle", занимающейся недвижимостью, торговые площади московских супермаркетов увеличатся в наступающем году в три раза. "Строительство торговых центров, - продолжает журнал "Эксперт", - стало одним из самых рентабельных сегментов московского рынка недвижимости. Инвестиции окупаются не позднее трех лет". Условием является то, что у инвестора есть хорошие связи с городскими властями, таможенными органами и налоговой полицией. Концерн "Метро", даже если супермаркеты растут как грибы, видит себя в качестве "первопроходца на торговой ниве". В конце концов, концерн пришел в Россию, считают его сотрудники, еще до появления крупных конкурентов "Wal-Mart", "Ahold", и "Carrefour" и смог там поднять "торговые структуры". То, что Москва скоро станет слишком маленькой для западных торговых гигантов, генеральный директор концерна "Раменка" Мустафа Заглам (Mustafa Saglam) не верит: "Город настолько громаден, что мы не будем наступать друг друга на ноги".