"Безопасность имеет свою цену, оборона стоит недешево". На зимней сессии, на которой присутствовали 19 министров обороны, генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) не оставил никаких сомнений в том, что предпосылкой адаптации альянса к новым угрозам, опасности, которую представляет собой международный терроризм, о чем очень много говорилось, является более щедрое финансирование. Американский министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) тоже подчеркнул "необходимость того, чтобы страны НАТО увеличили свои военные расходы". К этому он, предупреждая, добавил: если этого не сделать, то "11 сентября может оказаться лишь началом чего-то иного, что нам еще предстоит испытать".
Рамсфельд отдал должное предложениям о помощи и оказанной поддержке многими странами НАТО, и странами, не входящими в нее, США в борьбе с террором. Однако он не стал давать оценку этой поддержке. "Каждый помогает в той мере, в какой он может", - сказал министр обороны США. "Миссия определяет характер Союза, а не Союз - миссию".
Теперь альянс намерен вооружиться для борьбы против опасностей, имеющих глобальный характер: против террористических актов с применение биологического и химического оружия, против неконтролируемого распространения оружия массового поражения. С этой целью планируется расширить круг задач спецслужб, должен быть улучшен обмен секретной информацией, оперативнее должны будут перебрасываться войска, улучшится взаимодействие между военными и гражданскими органами.
11 сентября, и в этом руководство НАТО едино, придало новую динамику отношениям между альянсом и Россией. Вчера вечером министры принимали решение об открытии в Москве Бюро связи, которое формально должно быть завязано на бельгийское посольство. Еще накануне сессии Рамсфельд и его российский коллега Сергей Иванов пришли к единому мнению начать в январе переговоры о сокращении своих ядерных потенциалов. США собираются сократить число своих боеголовок на 1 700-2 000, Россия - на 1 500-2 000 единиц. По информации Иванова, выход США из Договора по ПРО никак не повлияли на переговоры.
"Вместе пришли, вместе уйдем" - так звучит формула, с помощью которой американцы пытаются развеять у европейцев страхи относительно того, что США оставят Европу на Балканах в одиночестве. "Вопрос о сокращении войск не обсуждался", - сказал пресс-секретарь НАТО. Однако за кулисами идет напряженная работа вокруг вопроса о перераспределении сил. В трех операциях на Балканах принимали участие 60 000 человек. Регионализация, рационализация, повышение эффективности - под такими лозунгами НАТО сбирается вносить коррективы в свою деятельность на Балканах. Операции должны проводиться при условии различных мандатов в плане тылового обеспечения, начиная от переброски войск до обмена вертолетами.