Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жулиан ШВЕЙЦЕР: Крупные суммы денег по-прежнему находятся за границей... Доверие растет медленно

Жулиан Швейцер, представитель Всемирного банка в Москве

Жулиан ШВЕЙЦЕР: Крупные суммы денег по-прежнему находятся за границей... Доверие растет медленно picture
Жулиан ШВЕЙЦЕР: Крупные суммы денег по-прежнему находятся за границей... Доверие растет медленно picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Жулиану Швейцеру √ 54 года. Он представляет Всемирный банк в России с прошлого года. Британец, в 1990-е годы занимал различные посты в представительствах Всемирного Банка в странах Центральной Европы, занимался реформированием сектора образования, здравоохранения и пенсионного сектора

Жулиану Швейцеру (Julian Schweitzer) - 54 года. Он представляет Всемирный банк в России с прошлого года. Британец, в 1990-е годы занимал различные посты в представительствах Всемирного Банка в странах Центральной Европы, занимался реформированием сектора образования, здравоохранения и пенсионного сектора.

-После долгого спада, в России зарегистрирован положительный процент роста. Страна сделала скачок вперед?

-Переходный период закончился. Сейчас русское руководство скорее задается вопросом "следует ли делать то или это", чем "как это сделать". Сегодня инвесторы видят в России страну, куда можно вкладывать деньги. Положительный рост есть, но он скорее составляет 3%, чем 7%. Если курс нефти упадет до 8 - 10 долларов за баррель, могут возникнуть проблемы. Если он останется на отметке 16 - 18 долларов, я не вижу причин того, чтобы Россия перестала прогрессировать.

-Но инвестиции из-за рубежа по-прежнему очень малы.

-Да. К тому же, спад, который наблюдается во всем мире, приводит к тому, что становится меньше денег в наличии. Но восприятие России изменилось, несмотря ни на что.

-Инвесторы говорят о том, что ситуация в России стала более стабильной. Не стоит впадать в излишний оптимизм, особенно после того, как мы находились во власти иррационального пессимизма. Россия в сильной степени зависит от курса на сырье. Около 50% ее экспорта составляют уголь и минералы, а если прибавить к этому золото, лес и другие природные ресурсы, то это уже слишком. Есть настоятельная необходимость в разнообразии, в развитии сектора малого и среднего бизнеса, чтобы избавиться от прямой зависимости от природных ресурсов.

-Предпринимает ли правительство меры в этом направлении?

-Я думаю, что Владимир Путин осознает наличие проблемы. Несколько инвестиционных фондов пущены в ход. Отстает банковский сектор. Из регионов мы получаем жалобы от предпринимателей, которые не могут развиваться по причине отсутствия капиталов. Региональные банки - мизерны, у них очень мало депозитов, а капитал составляет 1- 2 миллиона долларов. Крупные банки не ввязываются, так как это очень дорого. Недостает двигателя, чтобы запустить этот перспективный сектор, сектор малого и среднего бизнеса. Развивается средний класс, который жадно стремится к управлению и благам.

-Подъем производства произошел благодаря девальвации рубля в 1998 году, - а ведь международные финансовые институты на протяжении всех 90-х годов давали совершенно противоположные "рецепты".

-Да, времена меняются.

-В девяностые годы, цены на сырую нефть были низкими, у России был огромный бюджетный дефицит, и была, по крайней мере, в начале, дикая инфляция. Акцент был сделан на стабильность валюты. Было ли это правильно? Трудно сказать. Всегда легко указать верное решение после того, как все уже сделано.

-Девальвация 1998 года в большой степени стимулировала производство на местах, особенно, в сфере питания и услуг. Другим фактором стала политическая стабильность, что дало русским уверенность в том, что можно вести дела, что государство будет правовым.

-Может ли быть осуществлена идея правового государства в стране, где дела ведутся совершенно непрозрачно, по неписаным законам?

-Некоторые шаги в этом направлении были сделаны, даже если до конца пути еще далеко. Дума приняла в первом чтении судебную реформу. Благодаря вмешательству арбитражных судов, уважение к закону и степень прозрачности сильно возросли в крупных компаниях. Отметьте, что важнейшие законы был приняты всего за полтора года, а ведь в 90-е годы Россия славилась упорством своего парламента. Что было приведено в действие? Налоговый кодекс, реструктуризация крупных монополий например, РАО ЕС.

-Россия заявила, что может получить новый международный кредит. МВФ прекратил свои кредиты после 1998. Какова роль Вашего банка в этом контексте?

-Нет никакой нужды в программе по поддержке бюджета. Россия накапливает прибыль и объявляет о больших обменных резервах. Она может платить по долгам. Правительство не выразило просьбы о поддержке. Наша роль состоит в том, чтобы поддерживать реформы. Прямыми ссудами, в качестве образца, предоставляя наш анализ, мы помогаем правительству изменить ситуацию, особенно инвестиционный климат в регионах. К тому же, если случится серьезный внешний шок, мы сможем предоставить необходимую помощь, но сейчас не тот случай.

-Утечка капиталов продолжается. Не собираются ли олигархи вкладывать деньги в страну?

-Статистика показывает возврат капиталов. Некоторые российские группы консолидируются, объединяются, их деятельность становится более разнообразной, они приобретают другие предприятия. Тенденция позитивна, но крупные суммы денег по-прежнему находятся вне страны. Это вопрос доверия, которое растет медленно.

-Почему Россия не могла вести реформы так, как это было сделано в Центральной Европе?

-В общем, следует упомянуть эффект распада СССР, после которого многие организованные по вертикали промышленные конгломераты оказались по разные стороны границы, пришлось преодолевать различия в законах. Потребовалось десятилетие, чтобы ситуация прояснилась. Эта история напоминает ситуацию в Центральной Европе до 1945 года, притом, что политическая и экономическая структуры - иные. К тому же, препятствие состояло в политической нестабильности России 1990-х. Законопроекты выходили, но никогда не принимались, Дума блокировала бюджет. И потом, вспомним размеры страны. Решить проблемы между центром и регионами, осуществить взимание налогов┘ Я думаю, что были слишком оптимистичны, когда думали, что можно повторить польский опыт в России за несколько лет.